Суббота, 04:36

Текущая категория: История родного края » Красовской школе – 90 лет
Понедельник - 23.07.2018

Красовской школе – 90 лет

Последние новости в категории История родного края


Понедельник - 23.07.2018
Красовской школе – 90 лет

Красовская общеобразовательная школа в 2018 году отмечает замечательный юбилей – 90-летие своего существования и 50-летие со дня п... Читать далее

Среда - 15.11.2017
Этапы большого пути

Для  Оконешниковского района сельское хозяйство было и остается приоритетным  вектором экономического развития. Оно прошло ист... Читать далее

Вторник - 17.10.2017
Милый сердцу уголок

В 2017 году с. Крестики – одному из старейших сел района, исполняется 197 лет

... Читать далее
Четверг - 05.10.2017
Жизнь, отданная детям

5 октября работники сферы образования отмечают профессиональный праздник. И в этот день мы благодарим учителей за их нелегкий труд, терп... Читать далее

Вторник - 03.10.2017
ЗАГСу России – 100 лет

В 2017-м году столетний юбилей  отмечают органы записей актов гражданского состояния – ЗАГС. За век структура претерпела изме... Читать далее

    

Красовская общеобразовательная школа в 2018 году отмечает замечательный юбилей – 90-летие своего существования и 50-летие со дня получения статуса средней. На протяжении всех этих лет педагогический коллектив делает все возможное, чтобы воспитанники стали настоящими людьми: учителя в ответе не только за их будущее, но и села, района, страны…

Одаренных детей было много
В 1908-ом в свет вышло высочайшее повеление о выделении  участков для поселения на гранях четырех существующих сел – Оконешниковское, Миргородка, Кабанье и Пресновское.  На них в 1911 году пришли переселенцы из Воронежской и Полтавской губерний. До этого здесь оконешниковцы пасли скот. Первые жители Красовки – семьи Котляр, Кишкиных, Туник, Тютюник, Капитоновых, Кныш, Присяжных, Коваль… У всех росли дети, но школы в селе не имелось. В соседней Миргородке насчитывалось 88 дворов и 720 жителей: там действовала министерская школа и часовня святой Марии Магдалины.
В Кабанье было 93 двора, население составляло 677 человек. При храме святого Георгия Победоносца имелась церковно-приходская школа. Красовцы в эти деревни возили на обучение мальчиков.  
Село разрасталось, но только в 1928 году крестьянин Алешин разрешил в своем доме обучать детей грамоте. Спустя четыре года образовался Красовский совхоз, но об отдельном здании школы речи не было. А в 37-ом  построили семилетку – саманное здание, расположенное в центре села. Учителей было немного, но обучались все – мальчики и девочки. Старожилы помнят первую учительницу – Марию Петровну Сергееву. Занятия проходили в две смены, действовали  пионерская и комсомольская организации, большое внимание уделялось трудовому воспитанию. Для этого в совхозе заложили сад-огород, в котором работали и переселенцы из Молдавии.
Летом при школе разбивался пионерский лагерь, сюда приезжали дети и из других школ района. Одаренных мальчишек и девчонок было много, особенно математиков.  К учебе относились серьезно, оттого и успеваемость на высоте. И учителя работали с большой отдачей.
Мирную жизнь прервала Великая Отечественная война. Около 300 человек ушло на фронт, более половины не вернулись в Красовку с полей сражений. Молодежь рвалась бить врага. Те, кто достиг призывного возраста, попадали в военные училища. Среди них и Михаил Стерденко, дослуживший до подполковника.
В те суровые годы пришла работать в школу Мария Романовна по мужу Литовченко: всю свою жизнь учила малышей грамоте. Прибыли  к нам и эвакуированные из Ленинграда дети с родителями, которые были учителями. Анатолий Иванович Котляр вспоминает, что они словно из другой жизни попали. В память врезалась девочка со странным именем – Муся, так в Красовке никого не называли. А еще у нее была шапка с длинными «ушами». Ленинградцы  понятия не имели, что такое пимы, ходили в ботинках, несмотря на суровые морозы. Красовцы делились с ними последним. А блокадники… Они рассказывали о далеком городе, который находился в кольце, великих людях, активно участвовали в художественной самодеятельности: пели, читали стихи, играли на гитаре. Их в школе любили. В то время даже директор была из города на Неве.
Осенью все крошили капусту, которую ленинградцы почему-то называли хряпа.
Во время войны учителя всю зарплату тратили на облигации – только бы скорее Победа! Школьники вязали солдатам варежки, носки и даже лепили пельмени. Истории известен факт: несколько вагонов сибирского лакомства омичи отправили на передовую, в этом была и лепта красовцев. Кроме того, наши школьники собирали деньги на танк. А летом пололи поля. Урожай в те годы был не ахти какой – 5-6 ц/га, но и это достижение. Детям приходилось заготавливать и дрова: для школы и дома. В селе не было электричества, оно пришло в Красовку только в 1958 году: сначала на животноводческие фермы.
…В конце 50-х появилось новое бревенчатое двухэтажное здание школы. В это время ее  директором был фронтовик Василий Иванович Подопригора – активный человек, замечательный историк.  Учителями - Тамара Ивановна Капитонова, Лидия Ивановна Костюченко, Мария Романовна Литовченко… В 60-х педагогический коллектив возглавил Андрей Андреевич Дауберт: он преподавал немецкий язык, а его жена – Юлия Савельевна,  учила малышей. Вот тогда-то и появилась идея строительства большого и просторного здания. К кому с этим вопросом только не обращались: писали письма, ездили на прием в обком КПСС к Сергею Иосифовичу Манякину…  Детей становилось все больше, старшеклассники ездили на занятия в Оконешниково. Родители собрались и написали о проблеме в газету «Сельская жизнь», через какое-то время получили ответ, где говорилось, что есть возможность помочь, если совхоз не останется в стороне…
В 1968-ом школа была построена, но по определенным причинам десятиклассники доучивались в райцентре, и только в 70-ом был сделан первый выпуск. В те годы  детей учили Михаил Артемович и Вера Федоровна Филиппенко, Николай Иванович и Екатерина Александровна Терновые, Любовь Дмитриевна Груша, Виктор Иванович и Анастасия Михайловна Бем, Александр Владимирович и Светлана Викторовна Коваль, Светлана Петровна Беженцева, Светлана Петровна Авраменко, Прасковья Александровна Чеботова, Евдокия Ивановна Столетова, Карл Янович и Любовь Николаевна Янсон, Анатолий Феофонович Демьянченко, Валерий Дмитриевич и Лариса Васильевна Ивановы, Надежда Васильевна Абашкина, Александра Ивановна Зезюля.

Особая жизненная позиция
Об Александре Ивановне Зезюля хочется сказать отдельно.
Родом из Чистово, в 40-ом  получила диплом Омского педучилища с отличием. По направлению попала в Андреевскую, затем в Чистовскую школы. За годы учительствования у нее сложилась особая жизненная позиция – честно служить выбранному делу: учить детей грамоте и математике, воспитывать их патриотами. Она была требовательна как к себе, так и к окружающим. Александра Ивановна отличалась выдержкой и активностью, правильной речью.
Начало ее педагогической деятельности пришлось на военные годы, потому все тяготы сельской жизни легли на девичьи плечи: работала в школе и поле – сажала картошку, полола, сено заготавливала вместе с учениками. Кроме того, собирали вещи для фронта…
В 54-ом ее направили на ферму №4 - отделение совхоза «Красовский». Это по ее предложению деревню назвали Первомайское.
Школа в деревне никогда не пустовала. Днем занимались в две смены, а  после трудового дня приходили  взрослые. Александра Ивановна предлагала им различные беседы, а школьники выступали с концертами: раньше все праздники отмечали не только в клубе, но и школе. Главное, от учебы детей участие в самодеятельности не отвлекало: мальчишки и девчонки любили математику, природоведение… Уроки учитель проводил эмоционально и насыщенно. А на пришкольном участке велась опытническая работа: выращивали такие культуры, о которых только в книжках раньше читали. Детям было интересно проверить знания на практике.
В пятидесятых началось освоение целины, появились новые участки земли и на территории Первомайского. Школьники  выступали с концертами перед механизаторами прямо в поле, а учителя проводили беседы, политинформации.
Александра Ивановна приучала учеников не только к труду, но и развивала творческие способности: ставили спектакли, учились читать стихи, держаться на сцене. В то время популярность набирали спортивные композиции – пирамиды, которые любили дети. Педагог поддерживал их увлечение. Кроме того, Зезюля старалась, чтобы сельские дети не отличались от городских, были всесторонне развитыми, по возможности возила их в г. Омск на экскурсии. Это был настоящий праздник для всех!
Труд Александры Ивановны не остался незамеченным: уже в 57-ом за заслуги в обучении и воспитании подрастающего поколения ей присвоили звание  «Отличник народного просвещения». Это не единственная награда педагога: отмечена медалями «За освоение целинных и залежных земель», «За трудовое отличие». На протяжении всей жизни она вела большую просветительскую работу среди  населения,  являлась депутатом местного Совета, затем – районного, секретарем парторганизации отделения.
В 63-ом за заслуги в области образования Александра Ивановна удостоена звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», а спустя пять лет коллеги избрали ее делегатом первого Всесоюзного съезда учителей.
В Красовскую школу Зезюля пришла в 1970 году: работала воспитателем в интернате, в котором проживали дети из Миргородки, Октябрьского, Первомайского, Васильевки, Кирсановки, Лесного, Куломзино.  Александра Ивановна с коллегами старалась создать для мальчишек и девчонок максимальный уют.
Изначально интернат располагался в старом здании школы, а потом построили двухэтажный для 180 человек. С Лидией Ивановной Костюченко, Татьяной Владимировной Лобурец, Марией Романовной Литовченко, Зезюля уделяла большое внимание получению прочных знаний учеников, добивалась поставленных целей. Не оставляла и общественную работу – была секретарем парторганизации Красовской школы.
Школьная жизнь многогранна – это не только учеба, но и производственная бригада, подготовительный класс, группы продленного дня, пионерская и комсомольская организации, октябрята, вечерняя школа… Александра Ивановна была ко всему причастна. А когда речь зашла о создании школьного музея, не осталась в стороне: много экспонатов предоставила сама, подключила к такому важному делу коллег и знакомых. Вся ее деятельность была направлена на благо.
…Александры Ивановны нет с нами с 2005 года. Но ее дело продолжает дочь Лидия, которая пошла по стопам мамы.

Душа не знала покоя
Евдокия Ивановна Столетова… Прежде, чем стать учителем, пробовала свои силы в различных сферах деятельности, но все время тянуло в школу. Стать учителем – было ее мечтой, и она сбылась.
Учитель начальных классов играет большую роль в становлении личности ребенка. Она прекрасно это понимала и прикладывала все усилия, чтобы дети стали в будущем настоящими людьми.
Сначала Евдокия Ивановна трудилась в Куломзинской школе: там она оставила о себе яркие впечатления в памяти учеников. В 75-ом переехала в Красовку. Грамотного педагога отличало хорошее знание материала и точно подобранная методика проведения урока. У нее не было мелочей – все только главное: раз пришел ребенок в первый  класс, значит, должен получить знания. Дети в ее классе до автоматизма  знали таблицу умножения, имели отличный каллиграфический почерк и технику чтения. Она учила детей правильно излагать мысли, описывать размышления на бумаге. Ученики Евдокии Ивановны умели писать стихи и рассказы, делать иллюстрации к книгам, рисовать картины… Они хотели быть похожими на свою учительницу, которую очень любили. Наполняемость классов большая – от 25 до 41 человека, но Столетова справлялась, находила особый подход к каждому, увлекала математикой и русским языком.
Работа педагога заключалась не только в обучении: проводилось множество утренников – дети всегда были заняты подготовкой к какому-либо мероприятию. Кроме того, занимались тимуровской работой, выступали с концертными номерами перед рабочими совхоза, участвовали в конкурсах. Евдокия Ивановна и сама обладала артистическими способностями, имела удивительный склад характера и ума. Все это позволило ей организовать кукольный театр: дети с удовольствием показывали русские народные сказки. Часто со всеми атрибутами ходили в больницу, машинотракторную мастерскую, детский сад, гараж, на ферму и зерноток,  ездили и на отделения совхоза…  Одним словом, гастролировали. Выступали и на сцене областного театра кукол – стали лауреатами.
Однажды в Красовку приехал поэт Тимофей Белозеров: читал стихи, говорил о поэзии. Евдокия Ивановна  с детьми показала ему спектакль «Светлана»: автор внимательно смотрел и очень остался доволен исполнением юных артистов. Помнится, гость заметил: «Во многих школах читали мои стихи, а такой подарок получил впервые».
Евдокия Ивановна была активным общественным деятелем: много лет входила в женсовет - если у односельчан возникали проблемы семейного характера, она помогала их решать. К любой  работе относилась серьезно. Знаю это не понаслышке: мои собственные дети, как говорится, прошли через ее руки. Учитель не только дал им прочные знания, но и научил жизни, порядочности. Ее уроки всегда были открытыми и поучительными. Да и мне, как директору школы, всегда помогала.
В 1979 году  Евдокии Ивановне Столетовой присвоили звание «Отличник народного просвещения». Кроме того, она имела и другие награды: медали к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина и «Ветеран труда». Но самая значимая в этом списке – «Заслуженный учитель школы РСФСР».
В коллективе Евдокия Ивановна пользовалась большим авторитетом и безоговорочным успехом. Многие ей благодарны за то, что, как говорится,  вывела их в люди. Это тот человек, который достоин уважения и вечной памяти в душах тех, кого она учила, с кем вместе работала. Ее дело не умерло, а нашло продолжение в дочери Валентине, которая стала учителем физики: после получения диплома Омского пединститута работает в Красовской школе.

Традиции остаются
В 1976 году школу возглавила автор этих строк – Галина Ефимовна Очнева, продолжившая добрые традиции.
У нас всегда появлялось что-то новое: мы первыми в районе «запустили» нулевой класс, перешли на пятидневку. В начале 80-х для ученической производственной бригады совхоз построил культстан – школьники обрабатывали без малого 100 га земли. Мы  имели трактор, машину и лошадь. Был и гараж для техники. Когда в 1997 году хозяйство перестало существовать, нам передали два пая земли: их сдавали в аренду.
Шли годы, но школа не старилась. К нам в качестве учителей возвращались выпускники. Один из них – Александр Николаевич Морозов. Он давно трудится в другой сфере, но в здании о нем напоминают классные комнаты и стены зала боевой славы, лестничные марши. У него осталось хорошее отношение к школе: до сих пор помогает. По-другому и быть не может – он глава Красовского поселения.
В настоящее время  школу возглавляет наша выпускница и учитель математики Лариса Владимировна Трынова-Морозова,  сохраняет традиции, все делает для развития учреждения. В ее трудовой книжке всего одна запись: принята на работу… Ларису Владимировну отличает принципиальность и исполнительность, прекрасное знание предмета и серьезное отношение к делу.
Одна запись и у Валентины Ивановны Столетовой-Скрынник. Более десяти лет возглавляла педагогический коллектив, принципиальная, многое делает для того, чтобы учебный и воспитательный процессы были на высоком уровне.
Еще одна выпускница – Ирина Ивановна Мазина-Присяжная, тоже математик. Не сразу пришла в школу. Вначале был политехнический институт, а затем – педагогический… Но одна в жизни школа. Долгие годы – организатор внеклассной и внешкольной работы, это о многом говорит.  Отличный кабинет, хорошая подготовка, авторитет среди учащихся, родителей и коллег. Про таких говорят профессионал своего дела.
Нина Дмитриевна Чепелева-Сливенко – учитель английского языка. Требовательная к себе и ученикам, хороший специалист и знаток психологии… Ей удавалось без труда находить общий язык с родителями и коллегами.
Юрий Ефимович Баженов учил детей основам начальной военной подготовки и обеспечению безопасности жизнедеятельности, прививал любовь к труду. Несмотря на то, что был строгим, но справедливым, пользовался у всех уважением. Наши ученики всегда участвовали во всех районных мероприятиях: «Зарница», «Орлята», военные сборы старшеклассников.
Продолжая разговор об учителях, невозможно обойти стороной Надежду Николаевну Новикову. Дети помнят походы с учителем, встречи с интересными людьми.
Не забыли дети и их родители Тамару Федоровну Молчанову, которая учила не только грамматике, но и жизни: понимать прекрасное, чувствовать, понимать друг друга.
Учитель начальных классов Валентина Никитична Трясорук – бессменный председатель профкома школы, которой до всех было дело. Благодаря ей, микроклимат в коллективе всегда был теплый.
Валентина Семеновна Волошко – учитель математики: ее ученики знали предмет, как таблицу умножения.
Ответственная работа у Анны Викторовны Умаровой-Сальниковой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Кроме того, она учитель информатики, с компьютером на «ты».
Многое делает  Марина Ивановна Захаренкова - эрудированный учитель истории.
Более десятка лет учит малышей «буквы разные писать, вычитать и умножать»  Любовь Викторовна Ваймер – эталон мягкости и доброты. Она первая закладывает знания, учит доброте и дружбе.
Долгие годы трудится в школе Александр Леонтьевич Милевский – учитель музыки, обществознания и истории. Его коллега – музыкант Светлана Николаевна Калугина преподает не только в общеобразовательной, но и музыкальной школе. Ее способности не перестают удивлять, а дети с удовольствием занимаются с  ней.

К родным пенатам
Выпускниками «вылетели» из родной школы, а потом вернулись в нее педагогами – Светлана Васильевна Бокова-Бурячок, Елена Владимировна Чеботова, Татьяна Михайловна Аленич-Кудзина, Олеся Александровна Кныш, Николай Анатольевич Умаров, Галина Николаевна Сорокина. Все они душой болеют за все, что происходит рядом.
Алла Николаевна Волошко-Знайченко – учитель в третьем поколении, творческая натура: пишет стихи, прозу, принимает активное участие в общественной жизни. Но самое главное, дает прочные знания детям.
Трудится в школе Наталья Александровна Шашина-Орловская – профессионал и большой души человек. Она не просто учит детей видеть прекрасное в изобразительном искусстве, но и ведет большую воспитательную работу. Добрая, выдержанная, любящая… Школьники отвечают ей взаимностью.

Спортивные перспективы
Спорт в Красовке всегда был в приоритете. Сегодня его помогает развивать учитель физкультуры Николай Анатольевич Умаров. Этот предмет один из самых любимых у детей. Николай сам спортсмен, и школьникам прививает любовь к спорту. Уроки проводит интересно: коньки, лыжи, волейбол, баскетбол – лично показывает пример, стиль и методы игры. Ледовая площадка зимой, стадион в летнее время никогда не бывают пустыми – потому и результаты хорошие.
В 1977 году напротив сельского совета была построена хоккейная коробка, инициатором ее создания был Степан Садвокасов, а тренером – Леонид Ширинский. В дневное время ребятня занималась, в вечернее – взрослое население.
В конце 80-х в селе по инициативе судьи международной категории по хоккею Владимира Федоровича Бакшеева появился стадион с трибунами и вторая ледовая арена. Это физкультурник от Бога, у него зачеты сдавали даже те, кто по каким-то причинам пропустили занятие. Школьники часто проводили спортивные встречи не только с ученическими командами школ района, но и соседями: Калачинского, Татарского Новосибирской области.
В 2005-ом построена третья хоккейная коробка, которая верой и правдой служит более десяти лет. Продолжателем дела Бакшеева стала лыжница Елена Владимировна Дроздакова, которая все свое время отдавала спорту: результаты впечатляли. Как только выпадал снег, вокруг школы появлялась лыжня. До самой весны дети занимались лыжами, хоккеем, а летом – легкой атлетикой.

В наследство потомкам
В 1979 году по моей инициативе в Красовской школе был создан музей, который стал центром патриотического воспитания. Все принимали активное участие в сборе экспонатов и биографических данных красовцев. Когда в районе готовилась «Книга Памяти», школьники не остались в стороне: на протяжении двух лет собирали сведения о фронтовиках. Затем была «Солдаты Победы». И снова клуб «Поиск» принялся за работу. В музее проходило много экскурсий. Впрочем, и сегодня он действующий, как и «Поиск».
Большой вклад в работу музея внесла Лариса Владимировна Морозова. На сегодняшний день в нем все оформлено эстетично, до сих пор появляются новые экспонаты. На основе музейных материалов в школе проводятся мероприятия: «День Победы», «День памяти и скорби», «День окончания Второй мировой войны», «День памяти жертв политических репрессий», «День Героя России» и другие. Это только малая часть того, что делается в школе, чтобы те события не исчезли из памяти красовцев.
Фото: Потомки чтят своих героев.
Галина ОЧНЕВА, ветеран педагогического труда.
P. S.: Жизнь продолжается. Ежегодно в школу  приходят другие малыши на смену тем, кто ушел во взрослую жизнь. Значит, старость ей не грозит, она вечно будет юной.
На фото: Александра Ивановна Зезюля и Евдокия Ивановна Столетова.

 

 

 

Категория: История родного края
Просмотров: 35 | | Рейтинг: 0.0/0
   Оцените статью
Всего комментариев: 0

Комментарии

Ваше имя *:
Эл. адрес *:
Комментарий *:
Код *: