Сегодня Четверг, сейчас 14:08

Текущая категория: Образование » В списках не значатся
Четверг - 04.06.2020

В списках не значатся

Последние новости в категории Образование


Среда - 17.04.2024
Напиши свою историю про Эколят

В преддверии проведения ежегодного Всероссийского "Дня эколят" Оконешниковский дом детского творчества проводит конкурс на луч... Читать далее

Понедельник - 15.04.2024
Очередная победа школьницы Оконешниковского района!

Учащаяся Чистовской средней школы Снежана Туманова стала победителем областной научно-практической конференции

... Читать далее
Четверг - 04.04.2024
Организация питания в школах

«Центром гигиены и эпидемиологии в Омской области» в Калачинском районе проводится «горячая линия» по вопросам о... Читать далее

Вторник - 19.03.2024
Прошел координационный совет "Движения Первых"

Сегодня состоялся координационный совет по взаимодействию с региональным ... Читать далее

Понедельник - 04.03.2024
В Доме детского творчества состоялся шахматный турнир, посвя...

Главная цель встречи - популяризация шахматной игры среди детей и взрослых, организация активного и занимательного семейного досуга, спл... Читать далее

Уже далеко позади май 1945-го, но, по-прежнему, множество людей желает понять, как и при каких обстоятельствах остались на той войне их предки, земляки. Стереть хотя бы для себя, маленькое белое пятно. Благо, что теперь в этом очень помогает интернет.
На 102 километре Карельской дороги  Кочкома – Реболы, в урочище Андронова Гора, расположено большое братское захоронение. Далеко это от Оконешниково, Калачинска. Вот только война установила свою связь с этими местами. Свою меру военного лиха хлебнули здесь и Рыльцев Михаил Никитович из Калачинска, и Романенко Михаил Николаевич из Чистово. А родившийся в Пресновке мой прадедушка, Кныш Федор Данилович, остался навечно.
У практически единственной дороги в труднопроходимой местности, прямо в ходе боев 41-го,  из имевшихся там войск и пограничников собиралась  дивизия. Не имея номера, она формировалась как «Ребольская», а затем получила номер  27-й «Омской», практически полегшей в первые дни войны. Время и обстановка не располагали к передачам почетных наименований. Значительно позднее его передали потом другой, гвардейской 27-й.
Ребольское направление, Андронова Гора - эти наименования всплывают, когда  вспоминают о жестоких боях вдоль шоссе, с рвавшимися перерезать железную дорогу финскими войсками в 1941 году. Но не попало в официальную историю прошедшее здесь действительно последнее наступление Свирско-Петрозаводской операции Карельского фронта в 1944 г. А ведь и то, и другое досталось бойцам 27-й стрелковой дивизии. И оборона, и первая ее наступательная операция. Собранные материалы подсказали две причины этому. По замыслу командования фронта, к концу июля 14-я пехотная дивизия финнов должна была приступить к отводу своих сил, под угрозой полного окружения с основных направлений. На это время и было назначено  самостоятельное наступление 27-й стрелковой, призванное задерживать и уничтожать противника. 1 августа дивизия вступила в бой, но угроза полного окружения у финнов уже исчезла, и результатом наступления стал лишь захват и удержание плацдарма на западном берегу реки Чирка-Кемь.
Второй причиной служила история гибели практически всего командования 345-го стр. полка дивизии и его больших потерь. Вернее то, каким способом выжившие и командование дивизии были избавлены от разбирательств по этому поводу. Тогда все ошибки и ответственность за последствия переложили на погибшего командира полка.
3-го августа, по приказу комдива, 345-й полк двумя батальонами, со штабом и следовавшим с ними командиром  53-го артполка с группой наводчиков, ушел далеко вглубь финских расположений. 5-го был отдан приказ двигаться назад, для соединения с силами на плацдарме.  И время, и место боя были строго предписаны приказом. В Карельском лесу, в 2 часа ночи с 6-го на  7-е августа, полку пришлось двинуться на неизвестно где и как расположенные подразделения противника. Дальнейшее лучше опишут цитаты из рапорта связного штаба полка, ефрейтора Колыбина:
 «В 2.30 полк по сигналу «Вперед» пошел в атаку, перейдя северные скаты высоты…» «…Группа вместе с командиром полка, адъютантом-лейтенантом Кнышом и помощниками начальника штаба … наскочили на гарнизон в квадрате …, на левом берегу реки Чирка-Кемь. Взяв правее гарнизона, группа была обстреляна  сильным оружейно-автоматным и пулеметным огнем…» Читая дальше, стоит вспомнить, что это не сценарий фильма, и даже не послевоенный рассказ ветерана. Это рапорт для командования, написанный сразу и затребованный для выяснения обстоятельств боя.
«Пробегая в 15 метрах от  пригорка где был установлен пулемет, я бросил гранату «Ф-1», результаты которой я не видел, так как в это время впереди меня бежавшие два бойца были убиты из пулемета и, споткнувшись за них, я упал, но в это время сзади меня бежали два бойца, которые также были убиты из пулемета и упали прямо на меня. Выбираясь из-под трупов, я слышал, как кто-то крикнул: «Ранило командира полка!», который бежал с адъютантом правее меня метров 15».  
Это сухое описание, сделанное человеком мимо которого чудом пролетела его смерть, и позволило окончательно определить час и место гибели моего прадедушки, лейтенанта Кныша Федора Даниловича, получившего смертельные ранения одновременно с командиром.
Тела погибших были подняты и захоронены дивизионной командой, в Андроновой Горе, уже после отхода финнов. Место боев у плацдарма старожилы и сейчас называют «солдатским кладбищем». Хоронили по действовавшим правилам: офицеров и рядовых в раздельных братских, а комполка – в отдельной могиле.  Все ограничилось лишь оставленным на месте списком захороненных, который затем был утрачен.
Свидетельств и публикаций о захоронении более чем достаточно. И тех, кого только сейчас находят поисковики, также перезахоранивают у Андроновой Горы. Но, раскрыв сейчас списки, вы не найдете фамилии ни одного офицера полка, погибшего в этом бою. Памяти командира полка не помогло даже наличие, как и у найденного позднее уже местными властями командира 53-го артполка, отдельной могилы. В отличие от командира 53-го, он также значится как неизвестный. Отсутствие оригинального документа, с перечислением фамилий, не позволило внести их в восстановленные списки, вносились лишь с официальных похоронных документов.  А при объединении всех могил в одну, затруднение от наличия отдельной могилы комполка кто-то обошёл, попросту внеся вместо официально без вести пропавшего подполковника Божкова фамилию погибшего и захороненного совершенно на другом направлении. Так, стремление к абсолютно документированной  достоверности, привело к обратному. Одни стали неизвестными, и вновь без вести пропавшими, а другой, захороненным сразу в трех местах.
Да, жаль, что погибшие не значатся в списках и уже вряд ли будут восстановлены. Но все же цель частично достигнута – белое пятно стерто, хотя бы для меня и моей семьи. Об обстоятельствах последних дней и часов жизни, гибели и месте захоронения моего прадеда, Фёдора Даниловича, первыми узнали:  его сестра, семья его внука. Мне же рассказал всю эту историю мой дед, Кныш Фёдор Павлович.
Я всегда буду помнить о подвиге моего прадеда! Я, мои дети, внуки, правнуки…  
Ксения КНЫШ,
9 класс, Красовская средняя школа,
3-е место муниципального конкурса сочинений
«Великая Отечественная война в истории моей семьи»
среди учащихся 9-11 классов.

 

Категория: Образование
Просмотров: 484 | | Рейтинг: 1.0/1
   Оцените статью
Всего комментариев: 0

Комментарии

Ваше имя *:
Эл. адрес *:
Комментарий *:
Код *: