Сегодня Четверг, сейчас 06:51
Главная » Статьи » Статьи наших гостей

Не были в музее? Значит не были в Оконешниково!

   

   

Директор – лицо музея

          Директор МКУК ОМИКМ (так затейливо именуется районное хранилище исторических ценностей на чиновничьем языке) Елена Николаевна красива той особенной красотой, которую хочется назвать «музейной» - списанной с женских портретов Боровиковского и Левицкого, Рокотова и Кипренского, тех, в общем, русских барышень, которых принято назвать тургеневскими. Так что в этом отношении Крестьяникова вполне на своём месте. И скажу вам честно, любой из экспонатов музея, находясь рядом с Еленой Николаевой, в смысле зрелищности сильно выигрывает.

        Однако прежде чем подойти к экспонатам, скажем несколько слов об истории Оконешниковского музея, содержащей немало любопытных нюансов. Его открытие было приурочено к празднованию 50-летия района, образованного в 1935 году, и первоначально под музей был передан небольшой павильон пресс-центра на территории местного стадиона, построенный к очередной спартакиаде «Праздник Севера». Очень похожую на чукотскую ярангу - двухэтажное деревянное сооружение с крышей из составленных вместе остриями металлических конусов, наверное, должно было символизировать прорыв к технологиям двадцатого века на основе исконных сибирских традиций. И прорыв-то прорывом, ладно, да вот только здание это не отапливалось.

         Сайт музея повествует: «Оформление экспозиции явилось наиболее увлекательным, но и чрезвычайно трудным делом. Вплотную к нему приступили в сентябре 1984 года, когда до открытия музея оставалось пять месяцев. Конечно, это очень мало. Приходилось работать с семи вечера до глубокой ночи.» Из приведенного фрагмента можно понять, что люди, занятые в становлении музея на ноги, приходили сюда только после окончания трудового дня на основной работе: штата своего у этого общественного учреждения не было.

         Как бы то ни было, 9 февраля 1985 года музей был открыт. Причем на ста квадратных метрах его площади уместились девять (!) разделов экспозиции. И, конечно, музей этот был долгожданным: за первый же неполный год работы его посетили более трех тысяч человек.

         За тридцать лет существования музея многое изменилось – и прежде всего место его обитания: сегодня он занимает здание бывшего сельсовета с площадью около 250 квадратных метров. Примерно вдвое выросло количество экспонатов, поменялся юридический статус. Неизменным осталось одно: с годами музей нисколько не утерял популярности. Сейчас количество его посетителей приближается к семи тысячам в год, поэтому, думается, для сотрудников музея их работа так и остается поныне «увлекательным, но и чрезвычайно трудным делом».

         Несколько облегчает это дело то, что музею не приходится совершать сверхусилия, направленные на пополнение фондов: как говорит директор музея Елена Крестьяникова, люди сами приносят вещи в дар учреждению. Импульсом к этому, как правило, становится обустройство очередной экспозиции, для участия в которой музей приглашает земляков, располагающих соответствующими артефактами. Забирать предметы назад по окончании экспозиции редко у кого рука поднимается. А бывает и так, что впервые идут в музей уже с какими-то вещами, имеющими историческую ценность.

         В числе наиболее активных и бескорыстных дарителей Оконешниковского музея его сотрудники называют местных жителей Римму Ощепкову, Владимира Комарова, Николая Трибухина, Надежду Середнякову… Однако один из дарителей стоит особняком.

 

Даритель Маршал Язов

         Этому дарителю посвящена целая экспозиция, и называется она, как вы уже поняли, «Маршал Язов – человек-легенда». По понятной причине эта экспозиция занимает в музее центральное место, но появилась совсем недавно, в мае прошлого года. А в ноябре 2014-го прославленному исполнялось 90 лет. «Поэтому, - рассказывает Елена Крестьяникова, - меня и главного редактора районной газеты «За урожай» Светлану Шалашову руководство района отправило в Москву для личной встречи с Язовым. И после нашего разговора с Дмитрием Тимофеевичем мы вернулись в Оконешниково с многочисленными дарами для музея». Вот так. К сегодняшнему дню опись личных вещей Язова, находящихся в распоряжении музея, насчитывает 425 единиц – от фотографий до парадного маршальского кителя. А о популярности именно этой экспозиции говорит тот факт, что, по авторитетному свидетельству методиста музея Надежды Абашкиной, за минувшие полтора года ее посетили больше тысячи человек. Добавим к этому исследователей – историков и краеведов разного уровня, которые постоянно наведываются сюда за эксклюзивными фактами и впечатлениями (однажды для написания реферата, посвященного Язову, из Омска в музей прибыли даже две девчушки-четвероклассницы), - и поймем, куда в Оконешниково не зарастет народная тропа.

         Наверное, наши читатели в большинстве своем знают, чем славен Дмитрий Язов. Поэтому ограничимся самыми беглыми заметками о его жизненном пути. И начнем с того, что само словосочетание «маршал Язов» давно вошло в историю: потому что он последний, кому было присвоено звание Маршала Советского Союза, и единственный обладатель этого звания, родившейся в Сибири. Наконец (этот факт отчасти печальный, но по-своему свидетельствующий о цельности и бескомпромиссности его характера), Язов в свое время был активным участником ГКЧП.

         Но и до всех этих событий в жизни Язова произошло немало примечательного. Так, в Красную Армию он вступил добровольно в ноябре 1941 года, еще не успев окончить среднюю школу и приписав для этого себе год. И доучился только через восемь лет после войны, получив аттестат зрелости уже в звании майора. А еще через три года с золотой медалью окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе. В августе 1942-го года под Ленинградом был ранен, через три месяца вернулся на фронт и принял под командование (18-летний мальчишка!) стрелковую роту. В 1945 году награжден орденом Красной Звезды.

         После войны Язов , как всякий кадровый офицер, служил во множестве географических точек. Но одна из них заслуживает особого упоминания: 400-й мотострелковый полк под командованием полковника Язова базировался на Кубе во время Карибского кризиса 1962 года.

         А на посту министра обороны СССР Язову досталась самая бесславная роль, какую только можно придумать для военачальника: вывод войск сначала из Восточной Европы, а затем и из Афганистана.

 

Один простой антивоенный рецепт

         Самый овеянный веками экспонат музея датирован 80-ми годами 19 века. Это чаша, расписанная по эскизам Виктора Васнецова и местом своего происхождения числящая знаменитую подмосковную усадьбу Абрамцево, в разное время принадлежавшую Сергею Аксакову и Савве Мамонтову и прославившуюся уникальной абрамцевско-кудринской школой резьбы по дереву.

         А в годы войны в усадьбе Абрамцево разместился госпиталь, в котором наверняка лечился кто-то из оконешниковцев – защитников столицы: в боях под Москвой были задействованы десятки сибирских дивизий, и нетрудно предположить, что в их составе была немалая часть из тех 7579 жителей района, что ушли на фронт в ходе Великой Отечественной. Около трех тысяч из них канули в битвах безвозвратно.

         В музее много личных вещей красноармейцев. Вот, скажем, раздел, посвященный Анастасии Смирновой – гвардии лейтенанту медслужбы, старшей операционной сестре, после войны работавшей врачом в Андреевской больнице. Украшением этой части экспозиции являются несколько предметов из всемирно известного немецкого фарфора: тут более всего удивительно то, как утонченно-хрупкий материал прошел с Анастасией Федоровной через все военные испытания, мучительное послевоенное лихолетье, много лет служил ей повседневной посудой в сельской больнице и без видимых проблем дожил до наших дней.

         Военная гимнастерка и награды Григория Артамонова, жившего в селе Крестики, поступили от родственников ветерана. И сейчас Елена Крестьяникова сокрушается о том, что до водворения в музей не дотянул артамоновский аккордеон, который будто бы был снабжен дарственной надписью самого Жукова. Дело, согласно легенде, было такое. Григорий Артамонов играл на гармошке и часто в перерывах между сражениями развлекал бойцов популярными мелодиями. И получилось так, что однажды в такой вот момент мимо проезжал Жуков. Услышал виртуозные наигрыши, подошел поближе – и увидел, что волшебные звуки гармонист извлекает из основательно разбитого окопной жизнью инструмента. А через какое-то время от Жукова в часть пришла посылка с аккордеоном, который грозный маршал настрого приказал передать чудо-гармонисту.

         Скромные часы и пудреница в другом разделе повествуют о событиях сколь романтических, столь и героических. Иван Прохоров и его супруга Анастасия познакомились во время войны, чтобы уже не расставаться никогда. Вместе прошли всю войну в 5-м истребительном авиаполку 2-го Дальневосточного фронта, вернулись домой, и прожили долгую, светлую и, скорее всего, счастливую жизнь.

         А вот уголок, отведенный для рассказа о большой семье Кирилловых, типичной для Великой Отечественной по масштабам понесенного урона. Мать проводила на фронт шестерых сыновей, из которых живым вернулся лишь один, Иван. Таких семей даже в одном только Оконешниковском районе было много.

         И еще одна история. В музее хранится простая солдатская медаль «За боевые заслуги». Получил ее связист Михаил Велигуров под Сталинградом. Но в семью солдата ушло извещение не о подвигах его, а о гибели в бою. Трагическая ошибка, каких тоже в одном только Оконешниковском районе было много. В итоге Михаил пережил собственную «похоронку» на полвека с лишним. Это прекрасно само по себе, но мы сейчас о другом.

         Что находится на противоположном полюсе от хаоса, безумия и тотальной бесконтрольности войны? Покой, упорядоченность и рациональная организованность музеев. Ходили бы в них почаще люди, особенно наделенные полномочиями на принятие ответственных решений, и особенно на экспозиции военной тематики, - глядишь, меньше было бы в мире немотивированного зла, больше умиротворенности. Это, конечно, допущение несколько идеалистичное, но почему бы не попробовать?

         Давайте ходить в музеи, друзья.

   

Категория: Статьи наших гостей | Добавил: aleks (03.02.2017) | Автор: Лев Грачёв
Просмотров: 917 | Рейтинг: 4.0/1