На октябрьском заседании коллегии при главе муниципалитета рассмотрели вопрос об управлении качеством образования в Оконешниковском районе. Что сделано в прошлом учебном году для улучшения результатов Государственной итоговой аттестации (ГИА), и какие задачи определены на 2018 год рассказала начальник Управления образования Елена Совенко.
С технологиями – все отлично
В 2017 году на территории Оконешниковского района работал 1 пункт проведения экзаменов в 11-х и 9-х классах (ППЭ-11 и ППЭ -9). В этом году впервые, как и еще в 14 районах области, применялась технология печати и сканирования экзаменационных материалов для 11-х классов. Для этих целей за счет средств местного бюджета приобрели 7 станций печати и 2 - сканирования.
В каждой образовательной организации проведено по 4 общерегиональных родительских собрания для выпускников и их родителей по вопросам итогового сочинения, ГИА, выпускных проверочных работ (ВПР). Они стали в регионе традиционными, материалы для их проведения готовят специалисты Министерства образования и департамента надзора и контроля, на сайте Управления образования еженедельно шло обновление информации, касающейся ГИА. Большую помощь всегда оказывает Министерство образования Омской области, проводя круглогодичную «горячую линию». А с этого года запущен сайт поддержки ГИА в Омской области с твиттер-аккаунтом, который дает возможность задать любой вопрос и получить компетентный ответ. Сегодня эта работа продолжается уже в рамках подготовки к ГИА-2018.
В ГИА-2017 участвовал 41 педагог. В соответствии с требованиями Министерства образования РФ все аудиторные организаторы прошли обучение, проводимое специалистами Министерства образования, регионального информационно-аналитического центра системы образования. (РИАЦ). Впервые было проведено тестирование работников в ППЭ. В 2018 году планируется проведение такого экзамена для каждого работника, с целью определения соответствующей компетентности и минимизации ошибок в работе во время экзамена. Кроме обучения, в 2017 году проведено несколько тренировок, проводимых федерацией и регионом.
В 2018 году технологические решения будут применяться во всех ППЭ ГИА-11, поэтому также запланированы тренировочные мероприятия, ближайшее из которых состоится в ноябре.
Министерство образования планирует в 2018 году доработать программу обучения для разных категорий работников ППЭ-11 и ППЭ-9 с заключительной аттестацией, то есть педагоги, которые будут принимать участие в ГИА-2018, обучение пройдут в полном объеме.
За последние 3 года грубых нарушений Порядка проведения экзаменов по программам среднего общего образования в нашем муниципальном районе не выявлено. Вместе с тем работа с записями видеонаблюдения из аудиторий проведения экзаменов идет, закончится она в марте. На сегодняшний день со стороны аудиторных организаторов по процедуре проведения ЕГЭ не предъявлено ни одной претензии.
Проект дал неплохие результаты
Анализ результатов Государственной итоговой аттестации в Оконешниковском муниципальном районе за 2015 и 2016 годы показал низкий средний балл как по обязательным предметам, так и предметам по выбору. Высоким оказался процент не прошедших государственную итоговую аттестацию в 11 классе и не получивших аттестаты, а в 9 классе большое количество обучающихся сдавали экзамены в осенние сроки. Все это послужило поводом для более детального рассмотрения вопроса по подготовке к ГИА в выпускных классах. В конце сентября 2016 года состоялось совещание руководителей с обсуждением сложившейся ситуации. Управлением образования был подготовлен комплексный план мероприятий по подготовке к ГИА, в котором большое внимание уделялось участию педагогов и обучающихся в различных семинарах и тренировочных мероприятиях по подготовке к экзаменам по всем предметным направлениям. Подобная работа проводилась и в 2015-16 учебном году. Специалисты и методисты Управления образования понимали необходимость более эффективных мер, однако не всегда все получалось, и результат оставался низким.
В ноябре 2016 года образовательные организации стали участниками проекта по улучшению результатов ГИА в нашем районе в 2016-17 учебном году, который проводился под патронажем Министерства образования Омской области. Реализовывал его институт развития образования Омской области (ИРООО).
Большое внимание при реализации данного проекта отводилось «группе риска» - обучающимся, которые могли бы не сдать экзамены. По предварительным данным, из 135 девятиклассников предположительно не сдали бы русский язык 31 человек, а математику – 35 (23-26%), из 73-х одиннадцатиклассников 7 могли не сдать русский язык и 12 математику базу (9-16%) . А для получения аттестата об основном общем образовании в 9 классе необходимо было сдать успешно 4 предмета (русский язык и математику – обязательно и 2 предмета по выбору), в 11 классе - 2 предмета, русский язык и математику базового уровня.
В конце ноября каждая образовательная организация предоставила в Управление образования свой план работы по улучшению результатов ГИА, одним из важных пунктов плана была работа с обучающимися «группы риска». Выстраивание индивидуальных маршрутов обучения проходило строго индивидуально, равно как и собеседование с родителями и учениками по итогам первой диагностической работы. Одновременно с этим разрабатывалась система дополнительных занятий по подготовке к ГИА, одними из которых были «субботние школы» с глубоким погружением в тот или иной предмет. Все каникулярное время также было использовано для подготовки к экзаменам, особое внимание уделялось тем, кто испытывал большие затруднения.
В результате достигли следующего. В 9-х классах из 135 обучающихся 6 не были допущены к ГИА, поскольку не ликвидировали академическую задолженность. 7 человек не сдали по 1-2 предмета в основные сроки. Обученность по русскому составила 95%, качество - 55%, средний балл - 3,7. По математике обученность – 91%, качество - 70%, средний балл - 3,8. По предметам по выбору самыми «популярными» оказались обществознание и биология. Обученность по обществознанию составила 100%, качество - 47%, средний балл - 3,3. По биологии обученность - 97%, качество - 47%, средний балл - 3,5.
Наиболее успешными в сдаче экзаменов стали Оконешниковская, Крестинская, Сергеевская школы. С большим процентом двоек ГИА завершили Куломзинская и Красовская школы.
В 11-х классах из 73-х обучающихся 1 ученицу не допустили к ГИА. 3 обучающихся не смогли преодолеть минимальный барьер для получения аттестата о среднем образовании: 2 - из Золотонивской и 1 - Красовской школы.
Особо хочется отметить, как сдали экзамены медалисты. В этом году их было 8. Все успешно сдали русский язык (от 64 до 98 баллов) и математику – базовую все сдали на 4 и 5, а профильную - выше 50 баллов из 8 сдали 5 человек. 3 выпускника этот предмет сдали от 33 до 45 баллов. Министерством образования и науки РФ в 2018 году будут внесены изменения в Порядок выдачи медалей. За 3 предмета сумма баллов должна будет составлять 225 баллов. Если выпускник наберет меньше, то медаль за особые успехи в обучении не получит. Все это накладывает ответственность на образовательные организации.
Эти новшества связаны с тем, что в течение последних лет мы получали огромное количество медалистов, которые поступив в ВУЗы, к сожалению, не могут там обучаться, так как едва сдали государственные экзамены.
Начатая работа, продолжается
Участие в проекте, полученные результаты ГИА, проведенный анализ определили задачи на последующие учебные годы. Начатая работа, направленная на улучшение результатов ГИА, продолжается. Только теперь в нее включены 8 и 10 классы.
Также будет активизирована работа с родителями. Ежемесячные родительские собрания, индивидуальные встречи, встречи ученик-родитель-учитель-администрация школы – это то, что должно стать системой.
Участие в проекте показало низкую предметную компетентность отдельных учителей-предметников и здесь есть над чем работать методическим службам всех уровней.
Еще один момент, напрямую связанный с ГИА, - контроль за посещением обучающимися образовательных организаций и за родителями, которые не на должном уровне исполняют свои обязанности. Выше упоминалось, что 6 обучающихся были не допущены к ГИА. Это дети, которые либо не посещали школу, либо не ликвидировали академическую задолженность. Их родители – крайне редкие «гости» в школах. Они вообще не интересуются тем, как обучаются их дети и обучаются ли вообще. Школы в этом учебном году сделали по максимуму все возможное, чтобы минимизировать количество данных учеников. Но одним образовательным учреждениям не под силу справиться с нерадивыми родителями. Только совместными усилиями можно помочь таким детям окончить школу и получить документ об образовании.
| |