В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ каждый имеет право на доступное и бесплатное образование.
Дошкольное образование предоставляется в дошкольных образовательных организациях – детских садах, зачисление в которые осуществляется в порядке очерёдности и с соблюдением права отдельных категорий граждан, которые могут получить место в детсаду вне очереди или в первую очередь. Эти категории лиц определены Федеральными законами и расширительному толкованию не подлежат.
При этом дошкольное не является обязательным уровнем образования. Ребёнок до школы может по желанию родителей находиться дома, воспитываться в форме семейного образования, посещать группы по присмотру и уходу за детьми без ведения образовательной деятельности.
Школьное образование, напротив, является обязательным. Обеспечить получение детьми образования данного уровня – обязанность родителей.
В школы зачисляются дети соответствующего возраста на соответствующую ступень обучения – начального общего, основного общего или среднего общего.
Как детсады, так и школы закрепляются за конкретным местом жительства детей. Таким образом, их приём должен производиться именно по месту закрепления. Если уже приняты все дети, проживающие на данной территории, то при наличии мест могут приниматься несовершеннолетние с других территорий. Исключение из этого правила составляют отдельные школы, которым законодательством предоставлено право осуществлять индивидуальный отбор обучающихся. В этом случае место жительства ребёнка не имеет значения.
При этом если дети с 1 класса обучаются в школе, которая, например, с 5 класса вводит индивидуальный отбор, права каждого ребёнка, не прошедшего этот отбор, должны быть защищены. Они не могут быть отчислены из школы как не прошедшие конкурсный отбор. В этом случае образовательная организация должна создать, кроме специализированного, обычный класс, где продолжат обучение указанные дети.
Законом об образовании предусмотрены основные права обучающихся. В частности, дети-инвалиды и с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение по индивидуальному плану. При необходимости им образовательной организацией должны быть разработаны адаптированные образовательные программы, учитывающие психо-физические особенности детей. При этом не имеет значения количество таких детей в классе или группе. Даже для одного ребёнка программа должна быть разработана, если это рекомендовано индивидуальной программой реабилитации (для инвалидов) или психолого-медико-педагогической комиссией.
Обучающиеся имеют право на ускоренное обучение (экстерном); выбор факультативных, т.е. не обязательных для данного уровня образования, предметов; перевод в другую образовательную организацию того же уровня образования в порядке, установленном Министерством просвещения РФ; бесплатное пользование библиотечными ресурсами и т.д.
Возникшая в мире угроза распространения новой коронавирусной инфекции внесла свои коррективы в нашу жизнь, в том числе деятельность учреждений детской инфраструктуры. С апреля 2020 года учебный процесс в школах осуществлялся в дистанционном режиме; свои особенности были при проведении единого государственного экзамена – его сдавали только те выпускники, кто собирался поступать в ВУЗы.
Новый, 2020-2021 учебный год начался в обычном режиме, но с соблюдением определённых условий. Эти условия изложены в санитарно-эпидемиологических правилах организации работы образовательных и иных учреждений для детей в условиях распространения коронавирусной инфекции. Правила утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16, срок их действия продлён до 01.01.2022. Согласно им запрещается проведение массовых мероприятий с участием различных групп детей. Школы составляют расписание занятий и перемен так, чтобы максимально сократить контакты детей из разных классов, в том числе при организации питания. За каждым классом закрепляется отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (физкультура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия).
В обязательном порядке обучающимся и работникам учреждений должна проводиться термометрия при входе в здание. Это касается и школьников, и воспитанников детсадов, а также родителей и иных лиц, посещающих учреждения образования.
Помимо обычных санитарных требований к содержанию помещений, должны выполняться: уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решёток; обработка рук с применением антисептиков при входе в учреждение, столовые, санузлы; ежедневная влажная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей; генеральная уборка не реже одного раза в неделю; регулярное обеззараживание воздуха с использованием соответствующего оборудования и проветривание помещений и т.д.
В целях охраны здоровья обучающихся и воспитанников разработан алгоритм действий в случае выявления заболеванием коронавирусной инфекцией. В частности, установлено, кто в какие сроки и в какие органы передаёт соответствующую информацию. При контакте с заболевшим других детей в школах классы переводятся на дистанционный режим обучения, группы в детских садах закрываются на карантин. Родителям стоит с пониманием относиться к таким решениям администраций образовательных организаций. Конечно, работа на расстоянии не заменит непосредственного общения учителя или воспитателя с детьми. Но на данном этапе вопрос сохранения здоровья несовершеннолетних становится первостепенным.
Органами прокуратуры проводятся систематические проверки соблюдения образовательными и иными организациями детской инфраструктуры указанных выше требований. При выявлении нарушений принимаются меры реагирования. При этом прокуроры проверяют не только доводы непосредственных обращений граждан, но и сведения, размещённые в средствах массовой информации. В случае если родители (законные представители) полагают, что в создавшихся условиях нарушаются права и интересы их детей, они вправе обратиться с письменным заявлением в органы управления в сфере образования, а также территориальную прокуратуру по месту жительства.
Прокуратура Оконешниковского района.
| |