Всем потребителям известно, что при оформлении кредита банки зачастую предлагают те или иные дополнительные услуги (страховка, смс-информирование, авто-платеж и т.п.). Однако данные услуги не бесплатные и за них приходиться платить. При этом оплачиваются подобные услуги, как правило, из заемных средств, а условия оказания таких услуг определяются исполнителями услуг в одностороннем порядке в стандартных формах, к которым присоединяются потребители.
Обращаем ваше внимание, что пунктом 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) установлен запрет обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других товаров (работ, услуг).
Частью 2 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон № 353-ФЗ) установлено требование об обеспечении заемщику в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) возможности согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату дополнительной услуги кредитора, из которого вытекает обязанность кредитора обеспечить заемщику возможность получить потребительский кредит (заем) без приобретения такой услуги.
Таким образом, навязывание заемщикам при предоставлении потребительских кредитов (займов) дополнительных платных услуг является недопустимым.
Кроме того, в соответствии со статьей 32 Закона гражданину предоставлено право в любое время отказаться от договора оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Пунктом 1 статьи 16 Закона установлено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Так можно ли отказаться от платных услуг?
Да, можно. Согласно Закону № 353-ФЗ, если при оформлении кредитного договора заемщику предлагаются платные дополнительные услуги, в том числе страхование жизни и (или) здоровья, то должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита (займа) по установленной кредитором форме, которое должно содержать согласие заемщика на оказание ему дополнительных услуг. То есть, при согласии на оформление дополнительных платных услуг при заключении кредитного договора, в заявлении должна стоять отметка о вашем согласии. Проставление кредитором отметок о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг не допускается!
Что же делать, если банк продал ту или иную дополнительную услугу без согласия потребителя?
Потребитель имеет право вернуть себе денежные средства, уплаченные за дополнительную услугу, однако необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. Потребителю необходимо обратиться в финансовую организацию с заявлением, в случае отказа в удовлетворении требований обратиться к финансовому уполномоченному. И только после обращения к финансовому уполномоченному потребитель вправе обратиться в суд.
Обращение финансовому уполномоченному может быть направлено в электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного: https://finombudsman.ru/ или письменно на бумажном носителе в адрес финансового уполномоченного: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., дом 3.
М. САГНАЕВА,
юрисконсульт филиала
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Омской области в Калачинском районе».
| |