С 26 октября по 5 ноября 2020 года в Консультационном пункте для потребителей проводится «горячая линия» по вопросам качества технически сложных товаров и способам защиты прав потребителей.
Обращаться по телефонам: 8 (38155) 27-126, 8-913-627-47-38.
Адрес: г. Калачинск, ул. Больничная, 14, каб. № 31.
Часы работы Консультационного пункта: с понедельника по пятницу с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин.
«Порядок возврата технически сложных товаров (ТСТ) при обнаружении недостатков»
Сегодня для современного человека такие товары как смартфоны, компьютеры, телевизоры, холодильники, кухонные комбайны и другие технически сложные товары являются неотъемлемой частью жизни. Поэтому, приобретая указанные товары, стоит помнить о том, что они являются технически сложными (ТСТ), которые имеют свои особенности и при обнаружении в них недостатков существует определенный порядок действий.
К перечню технически сложных товаров относятся (Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924):
1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования;
3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу;
5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями;
7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины;
8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления;
9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления;
10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления;
11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления;
12. Холодильники, морозильники, комбинированные холодильники-морозильники, посудомоечные, автоматические стиральные, сушильные и стирально-сушильные машины, кофемашины, кухонные комбайны, электрические и комбинированные газоэлектрические плиты, электрические и комбинированные газоэлектрические варочные панели, электрические и комбинированные газоэлектрические духовые шкафы, встраиваемые микроволновые печи, роботы-пылесосы, кондиционеры, электрические водонагреватели;
13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями;
14. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические).
Порядок действия потребителя при обнаружении недостатков в технически сложном товаре:
Если недостаток в технически сложном товаре выявился в течение первых пятнадцати дней с момента передачи потребителю такого товара, потребитель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денег за него, либо предъявить требование о замене на товар этой же или другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены (п. 1 ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»).
По истечении пятнадцати дней с момента продажи технически сложного товара расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченную за товар денежную сумму, либо обменять товар на аналогичный (или другой марки с соответствующим перерасчетом) можно только в следующих случаях:
• При обнаружении существенного недостатка товара.
Существенный недостаток - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
• При нарушении установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара.
Согласно статье 20 указанного Закона если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорока пяти дней.
• При невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Если ни один из указанных случаев не наступил, потребитель имеет право требовать:
• незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара.
Важно знать! Гарантийный срок продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию об устранении обнаруженных недостатков товара (с указанием даты обращения потребителя, даты устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и даты выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара. Такой документ может впоследствии пригодиться для признания такого недостатка существенным (в случае неоднократного его проявления).
При получении претензии потребителя, продавец (изготовитель) обязан принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости, провести проверку качества. Проверка качества осуществляется за счет продавца. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара, о чем должен сообщить продавцу. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), то потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы. В случае несогласия с выводами экспертизы покупатель вправе оспорить ее в судебном порядке.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет, и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) вышеуказанные требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Довольно часто потребители сталкиваются с выявлением существенных недостатков товара по истечении двух лет со дня передачи им товара. В таких случаях в течение установленного на товар срока службы, а если такой срок не установлен - в течение десяти лет со дня передачи товара, потребитель имеет право требовать у изготовителя (уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) безвозмездного устранения таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 6 статьи 19 Закона «О защите прав потребителей»). Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем, или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- возвратить товар и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Для удовлетворения любого из указанных выше требований необходимо обратиться к продавцу (изготовителю, импортеру) с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, с четко сформулированными требованиями (к претензии прикладываются копии всех необходимых документов, например, кассового чека, товарного чека, гарантийного талона и др.).
Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих интересов.
«Что делать, если купленный б/у сенсорный телефон через день сломался, а продавец отказывается возвращать деньги?
«Правилами продажи отдельных видов товаров» (утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 с изменениями и дополнениями) установлены особенности продажи бывших в употреблении товаров. К ним относятся сведения о состоянии товара, имеющихся в нем недостатках, проведенных в отношении товара санитарно-противоэпидемических мероприятиях, технических характеристиках (для технически сложных товаров), назначении товара и возможности использования его по назначению или для иных целей. Сведения, характеризующие состояние бывшего в употреблении товара, в том числе его недостатки, указываются на товарном ярлыке.
Не подлежат продаже бывшие в употреблении следующие товары: медицинские изделия, лекарственные препараты, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, бельевые изделия швейные и трикотажные, чулочно-носочные изделия, посуда разового использования.
Бывшие в употреблении товары должны пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя осмотр товаров, рассортировку их по видам и степени утраты потребительских свойств, проверку качества (по внешним признакам), работоспособности товара, комплектности, а также наличия необходимой документации.
Если к продаже предлагаются бывшие в употреблении товары, в отношении которых в соответствии с санитарными правилами должны быть проведены санитарно-противоэпидемические мероприятия (чистка, стирка, дезинфекция, дезинсекция), однако документы, подтверждающие их проведение, отсутствуют, продавец обязан провести указанные мероприятия в процессе предпродажной подготовки товаров. Предлагаемые для продажи бывшие в употреблении товары должны быть сгруппированы по видам.
При передаче технически сложных бытовых товаров, бывших в употреблении, покупателю одновременно передаются (при наличии у продавца) соответствующие технические документы (технический паспорт или иной, заменяющий его документ, инструкция по эксплуатации), а также гарантийный талон на товар, подтверждающий право покупателя на использование оставшегося гарантийного срока.
Потребителю, которому продан бывший в употреблении товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору предъявить следующие требования:
• замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
• замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
• соразмерного уменьшения покупной цены;
• незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
• возмещения расходов, понесенных покупателем или третьим лицом, на устранение недостатков товара.
Вместо предъявления указанных требований потребитель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Потребителю необходимо предъявить свое требование письменно. Требование составляется в произвольной форме, в двух экземплярах. Один экземпляр требования необходимо вручить продавцу, второй экземпляр с отметкой о вручении остается у потребителя. В случае если продавец отказывается принимать требование, оно может быть направлено в адрес продавца товара заказным письмом с уведомлением о вручении (квитанцию с почты нужно сохранить – она понадобится, если потребитель решит идти в суд).
Требование рассматривается в течение 10 дней. Если продавец не удовлетворит требование потребителя в добровольном порядке, потребитель вправе обратиться с иском в суд.
М. САГНАЕВА,
Юрисконсульт филиала
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Омской области в Калачинском районе».
| |