Всемирный день защиты прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций, отмечается в России 15 марта ежегодно, начиная с 1992 года. Международная Федерация потребительских организаций (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей. В 2018 году этот день пройдет под девизом «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».
Актуальность данной темы обусловлена ежегодно возрастающим числом обращений граждан по вопросам покупок и услуг, приобретенных и оказанных с помощью Интернета. Заказывая товары дистанционным способом, потребители сталкиваются с такими нарушениями как:
- отсутствие в представленном предложении необходимой и достоверной информации о продавце и его местонахождения;
- нарушения целостности, комплектности доставленного товара;
- несоответствия доставленного товара заказанному;
- непредоставление продавцом покупателю письменной информации о порядке и сроках возврата товара;
- не поставки товара по оплаченному договору, нарушение сроков поставки;
- реализация некачественного товара или товара, не соответствующего описанию (ожиданию) потребителя;
- уклонение от рассмотрения требований потребителя, не возврат (уклонение от возврата) уплаченных денежных средств, отказ в возмещении убытков (неустоек).
Потребителю, желающему приобрести товар через Интернет-магазины, необходимо знать какими основными законами регулируется дистанционная продажа, а именно: Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612.
Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 включают в себя права и обязанности продавца и покупателя, определяют перечень сведений, которые должны быть доведены до покупателя в момент доставки товара, устанавливают порядок замены и возврата товара, условия возврата денежных средств.
Согласно ст. 26.1. Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи - в течение 7 дней. Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена потребителю в письменной форме в момент доставки, то потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи.
Возврат товара возможен, если сохранился его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки. Отсутствие чека или накладной не лишает потребителя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у соответствующего продавца, например, на электронную переписку.
При отказе от товара продавец обязан возвратить денежную сумму, уплаченную по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара. Деньги выплачиваются не позднее 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей при дистанционной торговле, в том числе по подготовке проектов претензий и исковых заявлений можно получить в Консультационном пункте филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Калачинском районе» по адресу: г. Калачинск, ул. Больничная, 14, 1 этаж, каб. № 31, тел. 8(38155) 27-126, 8-913-627-47-38. | |