Полвека… Много это или мало? Бытует мнение, что это всего лишь миг между прошлым и будущим, именуемый емким словом жизнь. А для общеобразовательного учреждения – определенный отрезок пути, на котором были взлеты и падения, радости и печали. Золотонивская школа отпраздновала золотой юбилей - не образования, а статуса средней.
Сегодня мы листаем страницы ее истории с Надеждой Робертовной Велигуровой, которая на протяжении 16 лет стояла у штурвала большого школьного корабля, плывущего по морям и океанам знаний. Мне всегда приятно с ней общаться - неравнодушный во всех отношениях человек. Еще вчера она руководила большим коллективом, а в настоящее время уже на заслуженном отдыхе, но душа остается молодой, а сердце беспокойным – комсомольская закалка никуда не уходит. И с кем, как не с ней, мне полистать страницы истории образовательного учреждения, пройтись по дорогам памяти.
- Школа в Золотой Ниве появилась в 1912 году, - вспоминает Надежда Робертовна. – А в 1969 году мы вошли в новое здание с просторными кабинетами.
Строительство вел директор тогда еще восьмилетки Владимир Иванович Рощин, впоследствии он был переведен в Калачинский район. А ему на смену приехал из Красовки Михаил Андреевич Бабешин. Первые выпускники с аттестатом о среднем образовании покинули стены школы в 71-ом, через год ушла учиться в пединститут и Надя Макарова (Велигурова), чтобы получив диплом учителя, вернуться домой молодым специалистом. Правда, не сразу переступила порог родной школы, а только спустя полгода была переведена из Кочковатого. Причем с необычной формулировкой: для восьмилетки большая роскошь учитель с высшим образованием. Здесь стоит сказать, в те годы был большой кадровый голод, учителями работать шли даже вчерашние выпускники школ.
- Директором Золотонивской школы на тот момент была Вера Карловна Горшкова, - снова ведет по тропе истории Надежда Велигурова. – Потом на некоторое время на пост заступила Аида Александровна Муравьва, передавшая полномочия снова Вере Карловне. И только после этого долгие годы руководила коллективом Раиса Александровна Стальберг, работавшая до назначения председателем сельского Совета.
У Надежды Макаровой не весь трудовой путь был связан с Золотонивской школой, но большая его часть. Хорошо помню ее по райкому комсомола. Кроме всего прочего, она курировала пионерское движение. С ней комфортно было работать: коммуникабельная, грамотная, понимающая. Такой она и шла по жизни, куда бы ее ни заводили пути-дороги. Была она комсомольским вожаком всего Оконешниковского района и партийным работником до тех пор, пока Раиса Стальберг не уговорила ее вернуться к педагогической деятельности, которой она впоследствии отдала чуть более четверти века: десять лет заместителем директора по учебно-воспитательной работе, после чего сменила Раису Александровну.
Первопроходцы
Во время «правления» Надежды Велигуровой на школу обрушились инновации – педагогический коллектив шел, как говорится, впереди планеты всей. В данном случае, планетой выступает Оконешниковский район. В рамках оптимизации системы образования сегодня практически все образовательные учреждения соединены, своего рода, центрами. Золотонивская школа в этом направлении стала первопроходцем, объединив под одной крышей общее и дошкольное образование.
- Встала проблема обучения детей особой заботы, мы первые в районе открыли коррекционный класс, - рассказывает Надежда Робертовна. – В настоящее время их уже два, были и выпускники, получившие свидетельства об окончании школы.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) золотонивский педагогический коллектив принял как должное, а школа стала пилотным проектом. Это говорит о том, что в общеобразовательном учреждении трудятся учителя, как говорится, легкие на подъем, готовые учиться новому. Впрочем, учитель до тех пор им является, пока учится сам. Нельзя сказать, что во время директорства Велигуровой ее обходили стороной сложности: их хватало, как и в любом общеобразовательном учреждении.
- Но меня всегда поддерживал коллектив, с которым мы дружно работали, - утверждает Надежда. – Родители у нас всегда хорошие, понимающие. Прелесть села в его камерности: тут не нужно доказывать, что ты хороший, тут все про тебя и так знают. А Надежда выросла на глазах односельчан, для которых учитель был и остается авторитетом, его уважают, но при этом поддерживают теплые отношения.
- В школе старались и стараются ладить с детьми, прислушиваться к ним, вместе добиваться поставленных целей, - делится Надежда Робертовна. Неслучайно сюда уже с педагогическим образованием возвращаются выпускники, чтобы продолжить дело своих учителей. И сегодня здесь «сеют разумное, доброе, вечное» те, кто получили путевку в жизнь от своих наставников: Наталья Данилова, Вера Симсон, Евгения Рофаль, Наталья Сазонова, Юлия Завозина, Наталья Якунина… Во все времена в школе достойным примером служили педагоги: отличники народного просвещения - Вера Ивановна Шейерман, Раиса Михайловна Терещенко, Раиса Александровна Садыкова, почетные работники общего образования Российской Федерации – Назира Карамовна Кутилова и Надежда Робертовна Велигурова, орденоносцы – Аида Александровна Голиченко-Муравьева и Борис Борисович Шейерман. Гордостью школы является большая династия учителей Горшковых-Бабешиных-Колайденко. Не все они сегодня в строю, как говорится, иных уж нет, а уже далече…
Верность традициям
Если бы пришлось писать портрет Золотонивской школы, не обойтись без такого штриха, как верность традициям. Это единственное общеобразовательное учреждение, в котором сохранилась пионерская организация с дружинными и отрядными сборами. Действует в ней и школьный музей, основа которого эстонская этнокультура – именно эстонцы являются основателями села. Основоположником музея стала Вера Карловна Горшкова, собравшая богатейший материал, который помогает школьникам изучать историю родного края, быт предков. Большой вклад внесла и бывшая пионерская вожатая Надежда Жубрина. Кстати, тоже выпускница этой школы, всю трудовую жизнь отработавшая здесь же.
Чем гордилась и гордится общеобразовательное учреждение на протяжении пятидесяти лет?
- Школой-садом. Мы попытались его возродить, но заболоченность, характерная не только для школьной территории, но и всего села, не позволяет вернуть былую красоту, - делится Надежда Велигурова. – Но попытки не оставляются.
Школа всегда славилась художественной самодеятельностью. В старом клубе сцены не хватало, чтобы уместить всех участников – приходилось выходить перед подмостками. Кстати, музыке здесь до сих пор уделяют должное внимание: педагог Оконешниковской Детской школы искусств (ДШИ) в стенах общеобразовательного учреждения дает уроки игры на фортепиано. Долгое время здесь было и художественное отделение – занятия вел еще один педагог ДШИ – Андрей Афанасьев. Сегодня ребятам, желающим постичь азы живописи и графики, свое мастерство передает Евгения Рофаль. Имелись в школе и спортивные достижения, да и в военизированных играх - «Зарница» и «Орленок», золотонивские команды выступали успешно. До сегодняшнего дня большое внимание уделяется одаренным детям, которые успешно выступают на мероприятиях областного и федерального уровней. Здесь работает несколько спортивных секций, кружков по интересам (творческих, интеллектуальных), которые с удовольствием посещают мальчишки и девчонки всех возрастов.
У Золотонивской школы есть не только вчерашний и сегодняшний день, но и завтрашний. Село большое, есть в нем кому писать историю в будущем. Кроме того, ведется подвоз школьников на занятия из пяти окрестных деревень. Коллектив стабильный и грамотный – ему любые новшества по плечу. Что же касается детей, они во все времена одинаковые: добрые, немного шаловливые, где-то ершистые, но среди них много талантливых – главное разглядеть эту искорку. Золотонивские педагоги это делать умеют. Значит, не прервется нить поколений выпускников, которые придут в стены родной школы уже учителями.
Светлана СУББОТИНА
На фото: из школьного архива; моменты празднования 50-летия Золотонивской школы.
| |