Призван Оконешниковским РВК в декабре 1941 г. Старший лейтенант, оперуполномоченный ОКР «СМЕРШ» 21-й артиллерийской дивизии 890-го автобатальона 1-го Прибалтийского фронта. Приказом командующего артиллерией 1-го Прибалтийского фронта № 038 от 28.07.1944 г. награжден орденом Красной Звезды, 09.05.1945 г. Президиумом ВС СССР награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
В боях в декабре 1941 года, будучи наводчиком противотанкового орудия 1218 полка, при отражении атаки танков противника, показал образцы мужества и героизма. Будучи раненым осколками мины, не оставил своего места в расчете, а был при нем до момента, когда определился исход боя в нашу пользу, атака танков была отражена.
На поле боя в январе 1942-го под станцией «Чудово» в районе д. Пехово, работая наводчиком противотанкового орудия, заменил убитого командира орудия, и умело командуя расчетом, истребил до 50 немецких солдат и офицеров. В ходе боя получил тяжелое ранение, после которого находился на излечении в госпитале три месяца.
В. Н. Стешин, работая уполномоченным в контрразведке с июня 1943 года в 890-м автобатальоне, показал себя: дисциплинированным, подтянутым, примерным офицером. За период прибытия в батальоне, на фронте и в тылу случаев измены родине, предательства и вредительства не было.
Из воспоминаний Стешиной Марии Фёдоровны о муже Василии Николаевиче. Записал Л. С. Евсеев:
«...Ушел в РККА добровольцем в 1941 году. 2 месяца был курсантом противотанковой артиллерии. На фронте с января 1942 года. Повидать пришлось много…
…Помню, шел 1943 год, наши войска с ожесточенными боями, продвигались на Запад. 21-я артиллерийская дивизия прорыва вела бои в Белоруссии.
Октябрь. Непролазная грязь. Слякоть, сырой промозглый ветер пронизывает до мозга костей.
Автомашина с прицепом – будкой, следовала в распоряжении части, застряла на дороге. Я находился в будке, курил у распахнутой двери.
Вдруг у двери, как из под земли, возник мальчик, копна светло-русых , давно не мытых волос, заменяла ему шапку. Одет он был в насквозь промокшую, с чужого плеча фуфайку. В руке мальчик держал ящичек.
Подняв испачканное личико с умоляющими серовато-синими глазами, мальчик обратился ко мне:
- Дяденька, дай закурить!
- Откуда ты здесь, мальчик?
- Оттуда, - неопределенно махнул тот в сторону болота и леса.
- Разве ты умеешь курить?
- Да умею!
- А что ты еще умеешь?
- Умею солдат стричь! Вот у меня и инструменты есть, немецкие.
- Так ты можешь поехать с нами?
Забыв о куреве, мальчик радостно воскликнул:
-Поеду!
И, не заставляя себя долго ждать, проворно забрался в будку. Дорогой, он рассказал о себе все. Зовут Алеша, фамилия Тарасенко. Одиннадцать лет. Во время фашистской оккупации потерял родителей и теперь вынужден скитаться по прифронтовой дороге по лесам.
В батальоне Алешу выкупали, подстригли, приодели. Он оказался на редкость смышленым мальчишкой.
Так прошло несколько дней. Наступило время отправлять Алешу в тыл.
Несколько раз пытались с ним поговорить на эту тему. Однажды вечером собрались в землянке все, кто подобрал Алешу на дороге и стали убеждать его уехать в тыл. Но он так умолял, не детскими горючими слезами, приговаривая, что он все равно убежит на фронт мстить ползучим гадам за мамку и папку, за родных и близких, за свое сожженное немцами село!
Мальчика успокоили, и дали еще подумать. Все ушли. Вскоре Алеша уснул. Уснул и я. Но чуток был солдатский сон. Сквозь дремоту услышал, как в землянке, что-то тихонько зашуршало, потом послышались вкрадчивые шаги.
Включив фонарик, я увидел одетого Алешу у двери. И сразу все понял. «Мальчик решил бежать!».
- Ты куда это направился, а? - строго спросил я.
И тут Алеша обхватил мою шею своими ручонками, прижался к груди и зарыдал так, что все его тело вздрагивало:
- Дядя Вася! Товарищ лейтенант! Не отправляйте меня в тыл! Возьмите меня с собой!
Не выдержало мое сердце. Душили слезы. Так мы и легли в постель - солдат и мальчик - и пролежали, обнявшись, до утра, не сомкнув глаз…»
Так 11-летний Алеша Тарасенко стал сыном полка. На фронте он стриг солдат и офицеров, исполнял обязанности вестового и ординарца. Алексей Тарасенко прошел с дивизией как рядовой боец 890-го автобатальона дорогами 1-го и 2-го Прибалтийских, Ленинградского фронтов – до самой Победы.
Он участвовал в операции по окружению Курляндской группировки фашистских войск и награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне1941–1945 гг.» В августе 1945 года сын полка Алексей Афанасьевич Тарасенко был направлен в 3-ю Московскую школу военно-музыкальных воспитанников, которую окончил в 1949 году. Отслужил срочную службу, позже окончил Каунасскую спецшколу милиции, затем Омскую школу милиции. Работал старшим следователем, начальником следственного отделения и проживал в городе Липецке.
В Оконешниковском межпоселенческом историко-краеведческом музее находится личный архив В. Н. Стешина., в нем хранятся его фотографии, комсомольский билет, благодарность от Сталина, нарисованный графический портрет в честь его двадцатилетия однополчанином Иваном Бруни, а также 2 фронтовых письма, написанных своей невесте (в будущем жене) Марии Федоровне Лигус.
«02.08.1944 г. Милая Машенька, здравствуй!
Сегодня неожиданно мне вручили от тебя письмо. Признаюсь, я ему был очень рад, так как уже давно от тебя ничего не получал. В перерыве между получением одного письма и предыдущего, я написал тебе письмо с вопросом, почему от тебя нет писем, ты его уже наверно получила и убеждаешь меня в противном. Верю и без этого. Чтобы теперь тебе хорошего написать? Напишу коротко о себе.
Нахожусь как обычно в боевых порядках подразделения, с которым странствую уже по берегу Балтийского моря на Литовской и Латвийской территории. Очень, Маша, скучаю. Языка этого народа, я, как тебе известно, не знаю, и говорить приходиться только на родном со своими солдатами, да с загнанными сюда и превращенными в рабов неметчиной, русскими людьми. Немножко уже приходиться упражняться и на немецком языке (повторяю школьные уроки), ввиду того, что стоим уже у ворот фашистской берлоги. Скоро они испытают на своей земле, что такое война. Каждый из нас только и спрашивает у освобожденного населения: далеко ли еще до германской столицы? 30 километров, 20 километров и наконец - 15. Вот они уже слышат гневный гул нашей артиллерии, это идет русская справедливая месть в их берлогу, это возмездие за все их злодеяния на нашей земле. Это начало конца и победа доблестного нашего русского оружия и русского человечества.
О своем, Маша, личном, писать пока не считаю нужным, кроме того что жив, здоров и с прежним чувством к тебе, дорогая моя. На этом, пожалуй, Маша, я закончу. Пиши, милая Машенька, больше о себе, как живете, чем занимаетесь, ведь сейчас у тебя свободное время и нет учебы.
Пиши все, очень буду рад. Пиши как можно чаще. Очень жду. А пока будь здорова. Крепко, крепко целую. Твой Василий.
Р.S. Маша, почему ты в адресе указываешь Любимовку, я в сомнении, куда адресовать тебе письмо. Прошу объяснения. Еще раз целую. Василий»
Зв время войны Стешин написал ей более 300 писем, которые долгие годы Мария хранила у себя.
Уходят в историю события Великой Отечественной войны. Но память жива. Мы наследники Великой Победы - преклоняемся перед ратным подвигом солдат Отчизны. Низкий поклон всем, кто на своих плечах вынес все лишения военного лихолетья, превозмогшим боль, победившим смерть и подарившим нам жизнь.
| |