Очередная работа местного краеведа Владимира Антоновича Поспелова рассказывает об истории Сергеевской средней школы, которой он посвятил 35 лет своей трудовой жизни.
По велению времени
В далёком 1908 году крестьяне-переселенцы из Киевской, Полтавской и Екатеринославской губерний Российской империи на Лобовском переселенческом участке Покровской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии положили начало деревне Лобовке, позже переименованной в Сергеевку по имени одного из первопоселенцев Сергея Самойловича Великого. Спустя год в деревню подселили новых хлебопашцев, таких же переселенцев из Тамбовской и Пензенской губерний. Бедность и малоземелье на родине заставляли крестьян искать лучшей доли в далёкой и суровой Сибири. Их потомки и поныне живут в нашем селе. Пока обживались о школе никто не думал – не до этого было, а когда более-менее встали на ноги, обзавелись хозяйством, появился относительный достаток, возникла потребность учить детей грамоте. Время требовало грамотных людей. Кто был побогаче, позажиточнее отправляли своих детей в Оконешниковское одноклассное училище, открытое ещё в 1895 году.
Школьного здания в деревне не было и поэтому родители учеников вскладчину откупали или нанимали пустующую избу, приглашали учителя. Часто это были отставные солдаты, грамотные односельчане, которые за плату соглашались учить детей грамоте. Если в селе была церковь, то по возможности, детей учили священники и дьяконы. За обучение родители платили по 1 рублю за ученика за учебную зиму. Учебный год начинался с Покрова (1 октября и заканчивался перед Пасхой – в апреле). Открывавшихся по распоряжению Министерства народного просвещения училищ не хватало, чтобы охватить всех детей обучением, несмотря на то, что царское правительство начало уделять внимание народному образованию и финансировать его. Так созданные «миром», сельским обществом школы, со временем брались на баланс государством, переходя в разряд министерских училищ. Но они не полностью содержались государством, часть средств обязано было выделять сельское общество.
Первая школа в Сергеевке открылась осенью 1913 года и размещалась в избе на теперешней улице Советской, где позже жил Иван Николаевич Овсянников. Учителем был Зиновий Степанович Назаренко. С этого времени начинает свою историю Сергеевская школа.
Девочкам учиться не разрешали
В то время учеников было мало, в основном мальчики, девочкам учиться родители не разрешали. Они с раннего детства помогали присматривать за младшими сестрами и братьями, пряли, ткали. «А как учиться-то хотелось», - вспоминали старейшие жительницы села Прасковья Полинко и Мария Чухно. Этим девочкам посчастливилось одну зиму походить в школу тайком от родителей.
Ученики учились читать и писать, изучали арифметику, заучивали наизусть молитвы и тексты Священного Писания, церковное пение.
В 1915 году Назаренко призвали в армию, шла Первая мировая война, и учителем стал Август Иванович Черновол. С перерывами он обучал детей до 1920 года. Школой служила изба, где жила Екатерина Семенюта. До 1925 года в селе учительствовали Чайка А. В. и Смирнов А. И.
С 1922 по 1925 гг. школа размещалась в избе, где жила Елена Обиночная. В1925 году в Сергеевке была образована коммуна имени Ильича, в которой насчитывалось 39 коммунаров, и именно по их инициативе было принято решение построить в Сергеевке школьное здание. В этом же году сергеевцы вскладчину купили в Оконешниково пустующий дом местного богатея, разобрали его и на быках перевезли в Сергеевку.
Становление советской школы
Школьное здание возводила бригада местных плотников, возглавляемая Усовым Григорием Павловичем, а строительством руководила, вновь назначенная Калачинским уездным отделом народного образования заведующей школой, Данилова Ольга Вячеславовна. В 1928 году здание было построено. Школа имела две классные комнаты 25 кв. м и 16 кв. м, учительскую и коридор. В этом здании дети учились в 30-50-е годы. Это было первое школьное здание в селе, и находилось оно на месте трёхэтажного дома по улице Советской.
Время шло, школьников становилось всё больше, в школе стало тесно, позже под нее приспособили ещё дом местного крестьянина.
В это время идёт становление новой советской школы. Уходят в прошлое бессмысленная зубрёжка и чтение молитв, священных книг, церковного пения – школа отделена от церкви. Идёт становление новой советской школы. Государственный Учёный Совет (ГУС) при наркомате просвещения разрабатывает новые комплексные программы обучения, новые методы и приёмы обучения и воспитания детей. В 1921 году Сибирский отдел народного образования организовал выпуск новых учебных пособий, основанных на местном материале, которые стали поступать в школы.
В 30-е годы произошли большие изменения в образовании. 14 августа 1930 года выходит постановление ВЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении», в котором предписывалось ввести повсеместное всеобщее начальное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8, 9 и 10 лет в объёме не менее четырёхлетнего курса начальной школы с последующим распространением в 1931-1932 учебном году обязательного обучения на детей в возрасте до 11 лет. В это время в Сергеевской начальной школе трудились Густов Пётр Кузьмич, Калашников Виталий Тимофеевич, Пестрецова Татьяна Григорьевна, Ушаков Александр Павлович, Юдина Анна Тарасовна, Бельков Михаил Иванович.
Трагична судьба последнего предвоенного заведующего школой - Падда Альберта Альбертовича, который начал работать в нашей школе в 1939 году. После окончания 1940-1941 учебного года уехал в отпуск, и в Свердловске его застала война. Был призван в армию, воевал и попал в плен. Томился в фашистских концлагерях и только в конце войны был освобождён американцами. Домой уже не вернулся. Восемь лет прожил в Германии и в 1953 году перебрался в Канаду, где и жил в г. Галгари провинции Альберта. Последнее известие о нём мы получили в 1981 году, когда на имя директора школы пришло письмо из Канады. Автор рассказал, что работал заведующим Сергеевской школой и поведал о своей жизни. Просил указать наименование села «где жили сами латыши», видимо село Елизаветино, либо Золотая Нива. Может быть, он хотел отыскать своих родных, и просил рассказать о школе, и передавал большой привет всем, кто его помнил. Мы написали ответ, подробно рассказав о школьной жизни, о тех изменениях, которые произошли в Сергеевке и в районе за эти десятилетия. Получил ли он наше послание или нет, мы не знаем, так как ответа больше не было. Ещё одна судьба, исковерканная войной.
Военные и послевоенные трудности
Война отбросила систему образования, в которой на каждые 5 оконешниковских деревень уже приходилось по 4 школы. Перестала обновляться материальная база школ, которая и до этого была скудной, поредели кадры учителей, которых и так-то насчитывалось 100 человек. Вместе со всей страной переживала военные и послевоенные трудности и Сергеевская школа. Рабочая нагрузка на учителя по-прежнему была колоссальной. Не говоря уже о массе общественных поручений, которые ему приходилось выполнять. Иногда он оставался единственным в селе педагогом. Начальные школы были в основном двухкомплектные, т. е. совместно обучались 2 и 4,1 и 3 классы. «Сначала проводились серьёзные уроки по русскому языку и арифметике, затем следовало два «несерьёзных» предмета – физкультура, рисование, пение, труд», - вспоминала учитель нашей школы Е. Ф. Обиночная. Только тот, кто проработал в таком режиме хотя бы месяц, может понять, какой это неимоверно тяжёлый труд. А ещё была своя семья, дети, домашнее хозяйство.
В 1945 году школа стала семилетней. Первым директором был фронтовик Павел Сидорович Коноваленко. С ним вместе работали руссковед Подвальная Надежда Григорьевна, математик Трифонова Мария Михайловна, военрук Бензюк Николай Фёдорович, а химию и биологию преподавала его супруга Зоя Фёдоровна. Занятия шли в две смены: 5-7 классы с утра, 1-4 – во вторую смену, с обеда.
В 1945 году начала трудиться учителем начальных классов Обиночная (Андреева) Екатерина Фёдоровна, 26 лет учила она сергеевских ребятишек читать, писать и считать, позже до выхода на пенсию трудилась в детском саду. Более тридцати лет проработала учителем начальных классов Полищук Зинаида Фёдоровна, переведённая из Соснинской начальной школы. Они вспоминали, как трудно было в военные и первые послевоенные годы в разорённой, вконец обносившейся деревне. Не было электричества, только керосиновые лампы, отопление печное. Дрова для печей заготавливали учителя вместе с учениками. Но ребята учились хорошо. Не хватало учебников, тетрадей, не было чернил. Учебник был один на 3-4 ученика. Писали на старых газетах и использованных амбарных книгах. Вместо чернил разводили водой сажу и толчёный кирпич. В школе работала пионерская организация. Пионеры отдавали салют: «Будь готов!», ответ - «Всегда готов!». Дети гордились званием «пионер», добросовестно выполняли поручения пионервожатых и учителей. Учителя вели различную общественную работу и пользовались большим уважением в селе. Учитель в то время был лицом школы, с него брали пример. Родители часто приходили в школу, интересовались учёбой своих детей, старались помочь, чем могли. И учителя постоянно посещали семьи своих воспитанников и отчитывались ежемесячно перед директором школы. Велась специальная тетрадь, куда записывались вопросы, которые задавали родителям. Каждый учитель приходил в школу за 30 минут до начала занятий и готовил к урокам картины, карты, и другие наглядные пособия. Обеспечение учителей было плохое: оклад составлял 500 рублей, и выдавали по 11 кг овсяной муки в месяц.
В течение года директором школы работала Векшина Руфина Александровна – первый директор с высшим образованием. Прибыли новые учителя: Правдина Лидия Ивановна, Голушко Татьяна Яковлевна, Тимофеева Валентина Сергеевна, Гребенюк Тамара Ивановна. Первыми выпускниками семилетней школы были Чайка Лида, Прилип Дуся, Майданюк Дуся, Ященко Иван, Великий Василий, Карпов Василий, Сазонов Валентин, Кириллова Лиля. Эти ребята пришли в школу с четырёхлетним перерывом, но как они хотели учиться? Все они стали достойными людьми. Чуть позже школу окончили и вышли в большую жизнь Трященко Николай, окончивший Ленинградскую военную академию, Снитко Владимир после окончания высшего военного училища долго служил в армии, Орешкин Николай окончил Горный институт и добросовестно трудился на производстве. Все выпускники Сергеевской семилетней школы стали настоящими людьми и трудились в разных уголках нашей великой страны. Многих из них уже нет среди нас.
Реорганизация
С 1948 и по 1973 год педагогический коллектив возглавлял Кубарев Александр Сергеевич. При участии Сергеевской МТС и колхозов «Память Ленина», им. Ленина, «Победа» и «Знамя Ильича» в 1958-1959 гг. начались подготовительные работы к строительству нового здания Сергеевской школы. Строительными работами руководил директор школы А. С. Кубарев. Огромную помощь в возведении школьного здания оказал колхоз «Память Ленина», председателем которого в то время был Казначеев Иван Петрович. В этой школе с шестью просторными, светлыми учебными кабинетами, широким коридором ученики овладевали знаниями под руководством опытных наставников: математика Кубаревой Екатерины Терентьевны, заслуженного учителя РСФСР; руссковедов Смагиной Веры Фёдоровны и Стекленёвой Елизаветы Петровны. Молоденькой девушкой, после окончания Омского педагогического училища в 1954 году, приехала Назарова Роза Павловна и проработала учителем начальных классов более 25 лет, потом до пенсии трудилась воспитателем в детском саду. Здесь нашла своё счастье и вырастила с мужем Иваном Алексеевичем троих детей. Более тридцати лет отдала любимому делу Скляр Таисия Яковлевна, проработавшая в школе вплоть до выхода на пенсию. Это был строгий и требовательный педагог. В это время в школе преподавали Шак Мария Игнатьевна, Шатилова Вера Ивановна, Носова Евдокия Никитична, Скляр Григорий Васильевич, Гурдина Валентина Ивановна.
В начале 60-х годов школа становится восьмилетней. Развивалась и крепла страна, залечивая раны военного лихолетья. Растёт её забота о подрастающем поколении. В марте 1965 года образовывается совхоз «Сергеевский» и восьмилетняя школа реорганизуется в среднюю. А в 1967-м - в год пятидесятилетия советской власти поднялось в селе на улице Зелёной высокое просторное здание новой школы. Большие светлые классы, широкие коридоры, новое оборудование – отличный подарок сделал совхоз «Сергеевский» детям своих рабочих. Директором хозяйства в то время был Осовик Василий Кузьмич.
Но самое главное достояние школы – дружный сплоченный коллектив учителей под руководством Кубарева А. С. Начали работать учителя Копейкин Александр Афанасьевич, Копейкина Лидия Васильевна, Ена Таисия Сергеевна, Привалова Любовь Ивановна, Копылова Ольга Ивановна, Кашкина Лидия Семёновна, Олейник Пётр Трофимович, Олейник Нонна Афанасьевна, Девайкина Людмила Сергеевна и другие. Вместе с ними в строю – ветераны. Они передавали своё мастерство, свой опыт молодым педагогам. Школа росла и крепла. Учеников было много, ведь в 5-10 классы приходили учиться ученики со всех отделений совхоза – Волчино, Ольховки, Павловки, Кочковатого, Соснино, Казанковки, Афанасьевки.
Строительство типового здания
В 1974 году в центре села строится новое типовое здание школы на 390 мест, и директором назначен Морозов Юрий Васильевич. Под его руководством идёт строительство, завозится мебель, оборудование, технические средства обучения, наглядные пособия – то, без чего невозможен полноценный учебный процесс. Выпускники 1976 года вместе с учителями помогали строителям очищать школьное здание от строительного мусора, а потом дружно трудились, обустраивая учебные кабинеты и коридоры. В новую школу переехали к 7 ноября 1975-1976 учебного года. С этого момента педколлектив и учащиеся делали всё, чтобы она становилась краше и уютнее. По воспоминаниям Приваловой Л. И., Копыловой О. И., Новак Е. Н. до полуночи и далеко заполночь оставались в школе, оборудуя кабинеты и коридоры. В старом здании школы открылся интернат.
В 70-е годы педагогический коллектив пополнился новыми педагогами, в основном с высшим образованием: Эксберг Екатерина Готфридовна, Курганова Наталья Геннадьевна, Путинцева Антонина Фёдоровна и другие. Пионерскую организацию имени Зои Космодемьянской в то время возглавляла Воскобойник Валентина Григорьевна. Педагог с активной жизненной позицией, она смогла организовать работу пионерской дружины на высоком уровне. Проводились интересные октябрятские и пионерские сборы, утренники, праздники. Через октябрятские звёздочки, пионерские отряды, в классах создавалась атмосфера здорового соперничества. Работать было интересно, ребята с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях школы и села. Зимой готовили концерты, с которыми выступали в школе, в Доме культуры, на ферме. Выпускали боевые листки для рабочих полей и ферм. Весной и осенью участвовали в акции «Зёрнышко», выпускали газеты-молнии, ездили с концертами в поле, где работали механизаторы. Учителя читали прессу, рассказывали людям о событиях в районе, в области, в стране. Хорошо была налажена тимуровская работа. Пионеры помогали ветеранам войны и труда, пенсионерам по закреплённым за отрядом улицам. Мальчики кололи дрова и складывали их в дровники, зимой убирали снег, девочки приносили воду, мыли полы, ходили в магазин. Собирали лекарственные травы и берёзовые почки, макулатуру и металлолом. Долгое время переписывались с матерью Героя Советского Союза Зои Космодемьянской Любовью Тимофеевной.
В это время начал преподавать математику Мирошников Алексей Иосифович, переведённый из Кочковатинской восьмилетней школы в связи с её реорганизацией в начальную. Морозова Нина Петровна после окончания Омского педагогического института приступила к преподаванию русского языка и литературы и стала организатором внеклассной и внешкольной работы. Они оставили о себе добрую память. В 1975 году Нина Петровна была назначена директором школы и десять лет возглавляла наш педагогический коллектив. Эти десять лет были наполнены большими делами, поисками новых форм и методов обучения с целью повышения качества знаний учащихся. Для многих педагогов нашей школы руководством к деятельности стали слова Д. М. Менделеева: «Только тот учитель и будет плодотворно действовать на всю массу учеников, который сам силён в науке, ею обладает и любит».
Учебно-производственная работа
В 1967 году в Сергеевской средней школе была образована учебно-производственная бригада «Монолит», просуществовавшая до 1992 года и вновь возрождённая в 1998 году. Сразу за селом, был разбит сад-огород на 15 гектарах земли, и было построено здание культстана, просуществовавшее до начала 80-х годов.
В 1981 году в двух километрах от села на 23 га был разбит новый сад-огород. Администрация совхоза «Сергеевский» под руководством директора Щербина Петра Дмитриевича не жалела средств на благоустройство не только села, но и культстана. Было построено типовое здание с двумя просторными спальнями, прекрасной ленинской комнатой, уютными кухней и столовой. После окончания учебного года начиналась пятая трудовая четверть, состоящая из двух потоков, по 21 дню. Ребята под руководством агронома-овощевода Внуковой Людмилы Александровны и преподавателей, которые жили вместе с детьми, закладывали опытные делянки, где росли не только овощи, но и зерновые культуры. Опыты на делянках с овощами проводились ребятами под руководством учителя биологии Марочкиной Нины Александровны, а деляны с зерновыми осенью убирали ребята старшеклассники под руководством мастера производственного обучения и сельхозмашин Тушангалиева Александра Сергеевича. Кроме того, старшеклассники работали помощниками комбайнеров во время уборочной страды. По отзывам механизаторов, ребята трудились очень добросовестно, о чём свидетельствовали почётные грамоты и благодарственные письма дирекции совхоза и подарки. В разные годы руководили работой в саду-огороде Кужель Елена Ивановна и Синица Надежда Ивановна.
Пополнение педколлектива
В эти годы трудились учителя: Рамих Людмила Васильевна - завуч по учебной и воспитательной работе, Житенко Наталья Семёновна, Аленич Мария Владимировна, кабинет биологии которой в 1978 году занял первое место в областном смотре учебных кабинетов, Баёва Елена Григорьевна, Марочкина Нина Александровна, Чанова Мария Алексеевна, Трофимова Валентина Георгиевна, учителем начальных классов начала свою педагогическую деятельность Лыщенко Марина Алексеевна. После окончания Владимирского педагогического института в 1978 г. по направлению в нашу школу приехала Новак (Кириллова) Елена Николаевна учителем физики и астрономии, и долгое время была организатором внеклассной и внешкольной работы. Это был прекрасный педагог, требовательный и строгий учитель, талантливый организатор, сумевший сплотить учительский и ученический коллективы, особенно в тяжёлые 90-е годы. Здесь, в Сергеевке, Елена Николаевна нашла своё счастье, да так и осталась в Сибири, навсегда связав с ней свою судьбу. В настоящее время она живёт и работает в Омске и также преподаёт физику в школе.
В начале 80-х годов, педколлектив пополнился новыми учителями. После окончания Омского пединститута приехали Поспеловы Владимир Антонович и Галина Тимофеевна. Владимир Антонович преподавателем истории и обществоведения, а Галина Тимофеевна стала вести английский язык. Думали отработать три года и уехать в Омск, да так и остались в Сергеевке и более 35 лет отдали делу обучения и воспитания детей. Колебер Сергей Александрович и Надежда Ивановна вели уроки физической культуры, которые стали одними из самых любимых предметов у сергеевских ребят. С 1982 года и в течение нескольких лет старшей пионерской вожатой работала Нечаева Лилия Александровна, позже долгое время возглавлявшая педагогический коллектив Рождественской восьмилетней школы. При ней значительно оживилась деятельность нашей пионерской организации. Молодые учителя были окружены заботой и вниманием, особенно со стороны директора школы Морозовой Нины Петровны. Это был чуткий и отзывчивый человек, прекрасный и опытный педагог-наставник. Память о Нине Петровне сохранилась в наших сердцах.
В течение двух лет директором школы был Поспелов Владимир Антонович. В это время проведена реконструкция интерната и заменена система отопления. Кабинеты пополнялись новой мебелью, наглядными пособиями, техническими средствами обучения. Заменено технологическое оборудование в школьной столовой, отремонтирована крыша школьного здания. В течение двух лет военное дело преподавал Шипитько Виктор Иванович. Под его руководством наши ребята-старшеклассники успешно выступали на районных сборах, показывая хорошие результаты по военной подготовке.
С 1987 по 2010 гг. педагогический коллектив возглавлял Рябоконь Григорий Ефимович. Он более 50 лет отдал делу обучения и воспитания подрастающего поколения. Рядом с ним его жена – учитель начальных классов Зоя Алексеевна. Её педагогический стаж - 40 лет. Более двадцати лет Григорий Ефимович уверенно вёл школьный корабль в самые сложные времена: конец 80-х – первое десятилетие 2000-х годов. В лихие 90-е годы вместе со всей страной, со всем народом школа переживала сложное, порой непонятное время. Штормом нахлынули реформы, начавшиеся ещё в 80-е годы. Было трудно, не хватало самого необходимого, месяцами не выплачивалась заработная плата и пенсии. Не хочется вспоминать то тяжёлое время. Школам, особенно директорам, приходилось нелегко. Но всё же, общими усилиями педагогический коллектив выдержал испытания временем, достойно прошёл проверку на прочность.
Совершенствование обучения
1987-1999 годы важная веха в учебной и общественной жизни
школы, в деятельности пионерской и комсомольской организаций. Вместе со своими старшими вожатыми Нечаевой Лилией Александровной, Шашковой Галиной Константиновной, Хома Натальей Николаевной ребята становятся инициаторами многих интересных дел. Школа тесно сотрудничает с сельским Домом культуры. Незаменимым помощником классных руководителей и прежде всего организаторов внеклассной и внешкольной работы в проведении классных часов, викторин, открытых журналов и других внеклассных мероприятий долгое время была заведующая Сергеевской сельской библиотекой Васильева Александра Васильевна. Школа жила бурной насыщенной жизнью. В 1987-1990-е гг. педколлектив работал над проблемой «Совершенствование форм и методов современного урока». В первый год коллектив поставил перед собой задачу изучить теоретический материал по данному вопросу, используя современные методические рекомендации, опыт лучших учителей-новаторов. Работа эта велась на психолого-педагогических семинарах, МО, КМО, ШМО часть литературы изучалась самостоятельно. В течение второго года коллектив работал над внедрением в практику полученных знаний. Был составлен график проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий. Расписание составлялось так, чтобы каждый учитель мог побывать на уроках коллег. На высоком методическом уровне проходили уроки-лекции и уроки – семинары у Поспелова Владимира Антоновича, Копыловой Ольги Ивановны, Марочкиной Нины Александровны. Хорошие результаты показала зачётная форма работы на уроках математики и физики у Баёвой Елены Григорьевны и Новак Елены Николаевны. Умело и интенсивно использовались средства лингофонного кабинета на уроках иностранного языка Галины Тимофеевны Поспеловой.
В конце 1984-1985 учебного года был обобщён опыт работы В. А. Поспелова по теме «Использование лекционных и семинарских занятий на уроках истории», Н. А. Марочкиной «Использование средств учебного кабинета в практической направленности обучения на уроках биологии» и Колебер Надежды Ивановны «Закаливание школьников на уроках физического воспитания». В новом учебном году был проведен методический день школ и дано 12 открытых уроков разных типов, проведено три внеклассных мероприятия. Преподаватели и директора школ района дали высокую оценку проведённым урокам и внеклассным мероприятиям.
За эти годы в школе были оборудованы и оформлены учебные кабинеты по всем предметам: кабинет русского языка и литературы Приваловой Л. И. и Морозовой Н. П., физики Новак Е. Н, иностранного языка Поспеловой Г. Т., истории Поспелова В. А., биологии Марочкиной Н. А., кабинеты начальных классов Рябоконь З. В, Лыщенко М. А., Воскобойник В. Г., Скляр Т. Я., в которых накоплен богатый методический, дидактический и раздаточный материал, интенсивно используемый на уроках и во внеклассной работе.
В течение 10 лет в школе работал фольклорный ансамбль «Исток», который вели сначала В. А. Поспелов, позже учитель математики Светлана Александровна Власенко. Ребята неоднократно выступали в школе, в сельском Доме культуры, участвовали в районных смотрах художественной самодеятельности.
Не один год ребята занимались в кружках «Умелые руки», «Техническое творчество», которыми много лет руководил Юрий Васильевич Морозов, учитель физики и трудового обучения. На областной выставке технического творчества ребята получили дипломы и ценные призы. Все учителя начальных классов вели кружки «Умелые руки», где учили ребят работать с бумагой, материей, фольгой. С приходом в школу в 1992 году Хома Натальи Николаевны, ребята стали учиться работать с природным материалом. Их поделки украшали коридоры школы и столовую.
С большим желанием учащиеся школы занимаются в спортивных секциях, которым отдаёт много сил учитель физкультуры Колебер Надежда Ивановна до фанатизма влюблённая в свой предмет. С раннего утра и до позднего вечера ребята либо в спортзале, либо на стадионе, построенном в 2000 году, на котором уже дважды проходила районная «Королева спорта». И не случайно школа по спортивной работе неоднократно занимала первое место, а Надежда Ивановна признавалась лучшим учителем физической культуры года. В 2014 году она была занесена на областную Доску почёта работников образования.
Интернат – второй дом
С 1980 года заведующей интернатом и воспитателем трудилась Доценко Лидия Дмитриевна беззаветно любящая детей. В то время интернат размещался в старом здании школы, и в нём проживало 125 ребят с 4 по 10 класс со всех отделений совхоза «Сергеевский». В комнатах, бывших классах, находилось от 16 до 22 детей. Девочки жили на втором этаже, мальчики – на первом. В интернате было тепло и уютно; он отапливался своей кочегаркой.
В 1986 году сделали реконструкция интерната. Бригада строителей под руководством Р. С. Геворгяна провела большие строительные работы. Комнаты были перестроены и в них стали проживать по 4 человека. Совхоз приобрёл новую мебель: столы, стулья, кровати, тумбочки. Со временем были куплены шторы и тюль на окна, ковры на стены, ковровые дорожки в комнаты и в коридоры. Новая стиральная машина значительно облегчила труд нашей прачки Ключниковой Варвары Прокопьевны. Во всём этом большая заслуга директора совхоза Петра Дмитриевича Щербина, который всегда живо откликался на наши просьбы и никогда ни в чём не отказывал. Дети старались благоустроить свой быт. Рисовали картины, выращивали и ухаживали за комнатными цветами разных видов, которые также были куплены администрацией совхоза.
В интернате был единый режим дня и ученическое самоуправление. В начале учебного года на общем собрании избирался совет интерната, учебная, культурно-массовая, трудовая, санитарная комиссии, ежемесячно отчитывающиеся на заседании совета интерната о своей работе, подводились итоги успеваемости и дисциплины, санитарного состояния комнат, определялись места, намечались планы на будущее. На одном из собраний поступило предложение от ребят приобрести бильярд, а денег нет. Обратились в совхоз за помощью. Главный инженер Новак Александр Николаевич предложил заработать нужную сумму, что ребята и сделали. На заработанные деньги купили бильярд. Сколько радости было! Позднее купили и теннис, телевизор и магнитофон, что значительно разнообразило жизнь ребят в интернате.
На протяжении ряда лет Лидия Дмитриевна вела кружок «Хозяюшка». Ребята учились готовить различные салаты, мясные блюда, стряпали, сами составляли меню. Потом приготовленное съедалось и оценивалось. Авторы лучших изделий награждались памятными призами.
Раз в неделю занимались в спортзале, устраивали под руководством Н. И. Колебер весёлые старты, соревнования, коллективно ходили в кино, посещали интересные мероприятия в совхозной библиотеке, которые проводила Васильева А. В.
Неизгладимые воспоминания оставили туристические поездки по родной стране. В 80-е годы мы побывали на Северном Кавказе в городах Туапсе и Новороссийске, в Средней Азии в г. Самарканде, посетили село Шушенское, где отбывал ссылку В. И. Ленин, совершили увлекательную поездку в г. Львов.
Любимым праздником у ребят, живших в интернате, как и у всех школьников, был Новый год. Объявлялся конкурс на лучшую комнату, украшенную к празднику, на лучшую новогоднюю картину, да и сам праздник проходил весело и интересно. Ребят поздравляли Дед Мороз и Снегурочка, были подарки, работало новогоднее кафе с сюрпризами. Также весело и интересно проводили и другие праздники – 23 февраля, 8 Марта и другие. По пятницам проводили вечера отдыха с танцами и конкурсами. В конце учебного года все вместе ходили в лес. Пекли на костре картошку, играли, пели песни и вечером усталые и довольные, полные впечатлений, возвращались в интернат.
Конечно, были свои трудности и проблемы, но их старались преодолевать все вместе. Плохое быстро забывалось, а доброе и хорошее надолго оставалось в памяти. Вместе с Лидией Дмитриевной воспитателями в интернате работали Кубаревы А. С. и Е. Т., Чанова М. А., Житенко Н. С., Скляр Г. В., Поспелов В. А., Мирошников А. И., Ковалёва Л. И. долгое время руководившая кружком вязания. Теплоту и уют в интернате создавали наши нянечки Казанцева Анна Егоровна, Мирошникова Анна Ивановна, Шелудько Мария Лукинична, Клят Анна Августовна, Скобенко Надежда Михайловна, часто подменявшая повара. Благодаря нашему кочегару Мазепа Василию Порфирьевичу в интернате было тепло и уютно. После подключения здания к центральному отоплению такого тепла уже не стало.
В интернате дети жили всю неделю, а в субботу их развозили по домам водители Пащенко Николай Иванович, Руденко Борис Владимирович, Чухно Валерий Петрович. Вместе с ними мы ездили отдыхать в Омск, на Ильинские озёра в Калачинский район, на спортивные соревнования в райцентр.
Чтобы дети были сыты и вовремя накормлены, заботились наши повара Руденко Надежда Ивановна, Иванова Валентина Юрьевна, Скобенко Надежда Михайловна, Анищенко Людмила Людвиговна, Ковалёва Валентина Юрьевна. Нельзя не отметить труд наших завхозов Воскобойник Веры Ильиничны, очень внимательная и заботливая, но в то же время строгая и требовательная. Её побаивались даже учителя. Позже её сменила Чухно Екатерина Афанасьевна, потом Полищук Тамара Семёновна, Внукова Людмила Александровна, Овсянникова Надежда Ивановна.
Главное достоинство – выпускники
Большую помощь школе всегда оказывало акционерное общество «Сергеевское» в лице его директора Степанова Сергея Александровича. Он всегда был в курсе всех школьных дел и нужд. Каждый год акционерное общество помогало осуществить ремонт спортзала и выделяло средства на косметический ремонт школьного здания. Практически все кабинеты оснащены мебелью, приобретённой на средства акционерного общества. По окончании учебного года лучшие ученики поощряются денежными премиями администрации Общества. В школьную столовую бесплатно поставляются хлебобулочные изделия, мясо, картофель, выращиваемый на культстане. Глава акционерного общества всегда откликался на любые наши просьбы.
В 2002 году школа получила новенький автобус, водителем которого 8 лет работал Галенко Василий Иванович, к сожалению, недавно ушедший из жизни. На занятия ребят подвозили Полещук Василий Романович, Лыщенко Александр Григорьевич и Желнов Игорь Владимирович. Василий Романович и Александр Григорьевич ушли на заслуженный отдых, на смену им пришли молодые водители, бывшие ученики нашей школы Шипитько Иван Иванович и Воронов Сергей Сергеевич.
В 90-е годы в школу пришли Власенко Светлана Александровна, перебравшаяся вместе с семьёй из Казахстана. После окончания педагогического университета учителем химии работала Ерёменко (Волкова) Галина Васильевна, оставившие добрую память у учащихся и педколлектива. Учителями начальных классов долгое время работают выпускницы нашей школы Абрамова Татьяна Михайловна и Фадеева Лилия Владимировна, химию и биологию ведёт Сизёва Людмила Владимировна, учителем русского языка и литературы после окончания педагогического университета трудится Холдина Ирина Викторовна. Они также выпускницы нашей школы.
Нашей школе более 100 лет. Это солидный возраст. Это история многих поколений педагогов и учеников, история, в которой есть место грустному и радостному, достижениям и потерям, ошибкам и открытиям, неудачам и успехам. Потому что наша школа – это наша жизнь!
У каждой школы есть свои достоинства. Но есть то, что роднит и объединяет все школы без исключения. Это их выпускники. У всех судьбы сложились по-разному. Выбраны разные пути, разные жизненные дороги. Какие же они наши выпускники? Это наши прадедушки и прабабушки, дедушки и бабушки, мамы и папы, близкие и родные нам люди. Это наши ветераны труда, «дети войны», которые на себе испытали все тяготы военного лихолетья, перенесли трудности послевоенного времени. В те тяжкие для всей страны годы, они наравне со взрослыми трудились на полях и фермах, приближали победу, а в 50-е годы многие из них участвовали в освоении целины.
70-90-е годы. За это время школа дала путёвку в жизнь сотням юношей и девушек. Хлеборобы и животноводы, рабочие, учителя и врачи, работники правоохранительных органов, военные, предприниматели – все они воспитанники нашей школы. Пусть профессии у них разные, пусть у каждого – своя судьба, но все они помнят о том, что путёвку в эту жизнь им дала Сергеевская средняя школа, что рядом с ними всегда были их наставники-учителя.
Горькой печатью на душах матерей лёг Афганистан. Вместе с другими молодыми воинами выполняли свой долг и наши ребята – Казанцев Михаил, Анищенко Юрий, Хасенов Темирбай, Коннов Артур. Героически погиб в бою, спасая жизнь бойцу, наш выпускник - старший лейтенант Кунушпаев Абдыкарым, награждённый орденом «Красной Звезды».
Конец 80-х – начало 2000-х годов - грянула перестройка, а позднее – смутный период в истории страны, который не сломил, а только закалил людей. Распался Советский Союз, обострились межнациональные противоречия, заполыхали межэтнические конфликты – появились горячие точки, теперь уже на территории бывшего Советского Сюза. Таджикистан, Киргизия, Абхазия, Нагорный Карабах, Осетия, Ингушетия, Чечня… С честью и достоинством выполняли свой воинский долг наши мальчишки Коннов Алексей, Роденко Сергей, Синица Алексей, Дорощенко Сергей, Байда Дмитрий, Кондрюков Николай, Мухаметдинов Аскар, Скобенко Анатолий, Триль Сергей. При выполнении боевого задания на Северном Кавказе был смертельно ранен и умер в военном госпитале в Москве
наш ученик Голинко Максим.
Выпускники конца первого – начала второго десятилетия 21 века во многом отличаются от первых выпускников школы. Это молодые, энергичные, целеустремлённые, эрудированные люди, которым во многом повезло. Они учились в мирное время. Кажется, ещё вчера бегали девочки в беленьких фартучках, а сегодня уже взрослые ведут к нам своих малышей в первый класс. И уже их дети продолжают традиции нашей школы. А мы всё также приходим в классы, задаём домашние задания, журим за дисциплину – жизнь продолжается. Ведь школа – это большой многоцветный мир, где вместе живут и творят люди разных поколений, характеров, талантов. Но есть в этом мире люди особые – те, кому предстоит воплощать в жизнь самые дерзкие мечты, самые гениальные идеи в, новом, 21 веке – наши будущие выпускники.
С 2010 года до настоящего времени школу возглавляет молодой директор Колебанов Дмитрий Сергеевич.
На фото: Сергеевская школа 1959-1967 гг., 1968-1975 гг. и 1975 г.
| |